Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между Республикой и Страной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ключевая разница между рассматриваемыми словами кроется в объеме понятий. Страна представляет собой максимально широкое название государственных образований. При этом республика и монархия считаются формами государственного управления, которые характеризуются выборностью органов власти.
Разница между республикой и страной
Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).
Разница между республикой и страной
Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).
Отличительные особенности
Государство | Республика |
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» | Одна из форм правления жителями |
Многоуровневая политическая система с верховной властью | Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения |
Создано для управления жизнью населения | Аристократия и демократия |
Термин новый, появился в эпоху Возрождения | Возникло в эпоху Античности. Главный принцип — выборность |
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным | Дает больше количество прав, как личных, так и политических |
Наличие монархии, республики | 140 государств имеют подобную форму правления. Предполагается разделение – парламентская и президентская |
Разница между республикой и страной
Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).
В чём разница республики от страны? В чём разница республики от страны?
Форма государства, как известно, включает в себя три самостоятельных структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
Форма правления устанавливается в ст. 1 Конституции Российской Федерации и определяется как республиканская. Главные признаки республики — выборность и периодическая сменяемость главы государства. Этим республика отличается от монархической формы правления, при которой статус главы государства является наследственным.
Конституция России не закрепляет непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная) . Анализ конституционного статуса главы государства, его взаимодействия со всеми ветвями власти, прежде всего с парламентом, позволяет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной республики — президентско-парламентской, или полупрезидентской, с сильной президентской властью, а по сути это суперпрезидентская республика.
Такой вывод основывается на следующих позициях. Президент избирается не парламентским путем, а всеобщим голосованием; он не является главой исполнительной власти, наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство осуществляет исполнительную власть, и лишь в незначительной мере ответственно перед парламентом, у него неизмеримо больше ответственности перед Президентом, который назначает главу Правительства после согласования с Государственной Думой. Президент может принять решение об отставке Правительства РФ без какого-либо согласования с кем-либо, назначить и уволить всех вице-премьеров и министров, он по своему усмотрению напрямую подчиняет себе значительное число министерств и ведомств и т. п. Президент обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.
По форме государственного устройства Россия, как определяет Конституция, является федеративным государством (ст. 1, гл. 3). Российская Федерация состоит из 88 равноправных субъектов, а именно: из 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 9 автономных округов.
Раньше РСФСР состояла из национальных республик и автономных образований, которые считались ее субъектами, а сами принципы федеративного устройства были в основном направлены на решение проблем национально-государственного строительства. Теперь же в состав Российской Федерации входят все территориальные образования, включая края и области, а принципы федерализма направлены на решение как государственно-территориальных, так и национально-государственных проблем.
Как же можно классифицировать субъекты Российской Федерации по видам? В настоящее время практически общепризнанна следующая точка зрения на виды субъектов.
Республика — это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.
Края, области, города федерального значения — это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.
Автономная область, автономные округа — это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.
Важен вопрос о правовой основе российского федерализма. Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации осуществляется, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором, в-третьих, иными договорами.
Отличительные особенности
Государство | Республика |
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» | Одна из форм правления жителями |
Многоуровневая политическая система с верховной властью | Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения |
Создано для управления жизнью населения | Аристократия и демократия |
Термин новый, появился в эпоху Возрождения | Возникло в эпоху Античности. Главный принцип — выборность |
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным | Дает больше количество прав, как личных, так и политических |
Наличие монархии, республики | 140 государств имеют подобную форму правления. Предполагается разделение – парламентская и президентская |
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Чем отличается республика от страны
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней матушки Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна.
Часто понятия страны и государства считают полноценными синонимами. На самом деле, их можно назвать близкими по смыслу, но есть и принципиальные отличия.
Русское слово «страна» происходит от понятия «сторона», то есть направление, край. В географии страной называют территорию с определенными границами, на которой население объединено исторически и культурно, а также имеет экономическую или политическую обособленность.
В политико-географическом понимании страна может иметь государственный суверенитет, но также может находиться под властью другого государства. Например, в виде подопечных территорий или колонии. Наиболее ярким примером таких государств являются империи. Например, в Австро-Венгерскую империю, как в государство, входили десятки разных стран.
Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.
Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной невыборный способ передачи власти.
По состоянию на 2005 год в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками.
Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
Разница между республикой и страной
Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).
Отличительные особенности
Государство | Республика |
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» | Одна из форм правления жителями |
Многоуровневая политическая система с верховной властью | Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения |
Создано для управления жизнью населения | Аристократия и демократия |
Термин новый, появился в эпоху Возрождения | Возникло в эпоху Античности. Главный принцип – выборность |
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным | Дает больше количество прав, как личных, так и политических |
Наличие монархии, республики | 140 государств имеют подобную форму правления. Предполагается разделение – парламентская и президентская |
Разница между республикой и страной
Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).
Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. Под формой государства понимается то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть. Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме какого-либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон (традиционно их называют элементами формы государства):
1) следует выяснить, кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, какова их структура и объем властных полномочий, как они взаимодействуют с народом и друг с другом. Этот элемент формы государства называется формой правления. Различают две основные формы правления: монархию и республику, которые в свою очередь подразделяются на виды. Их подробная характеристика будет дана ниже;
2) необходимо установить, как организована территория государства, на какие части она делится, каковы отношения государства в целом с его составными территориальными единицами. Этот элемент формы государства называется формой территориального государственного устройства. Различают две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Их особенности также будут рассмотрены ниже;
3) следует уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве. Этот элемент формы государства называют государственным (политическим) режимом. Все государственные (политические) режимы принято делить на демократические и антидемократические. Подробно виды режимов будут рассмотрены в соответствующем разделе.
Форма каждого конкретного государства как совокупность указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и государственного режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом, и отношения между основными политическими силами в нем. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).
Такое разнообразие объясняется тем, что помимо указанных выше факторов на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.
Разница между Республикой и Страной
Главное отличие между Республикой и страной заключается в том, что термин «Республика» относится к системе управления, в то время как термин «Страна» относится к географическому и политическому субъекту. Некоторые страны в мире являются республиками, а некоторые нет.
Страна — это территория, с определёнными или размытыми политическими, физико-географическими, культурными или историческими границами. Термин «республика» относится к системе управления, в которой нет монархии и аристократии.
В республике центральная власть принадлежит народу, и лидер страны, другими словами глава государства, избирается на выборах.
- Обзор и важные отличия
- Что такое Республика
- Что такое Страна
- Сходство между Республикой и Страной
- В чем разница между Республикой и Страной
- Заключение
Отличия между республикой и страной на практике
Республика и страна — это два понятия, которые часто используются как синонимы, но на практике между ними есть ряд отличий.
- Система правления: Республика имеет президентскую форму правления, где президент является верховным главнокомандующим, а в стране может быть как монархия, так и республика с разными системами правления (парламентской, президентской и т.д.).
- Географический статус: Республика может быть составной частью государства, в то время как страна — более общее понятие, которое может относиться к любому территориальному образованию, не обязательно государству.
- Форма правления: Республика имеет определенную форму правления, которая описывает как должна управляться страна, а страна может существовать с любой формой правления, которую выбрали жители.
- Государственный строй: Республика в качестве государственного строя обязана следовать своим законам и осуществлять свои функции на основе них, а в странах государственный строй может меняться в зависимости от изменений в политической обстановке.
- Уровень региональной автономии: В республиках может присутствовать уровень региональной автономии и ее формулировка может быть определена конституцией, в то время как в странах региональная автономия может варьироваться.
В целом, различия между республикой и страной обусловлены их юридическим статусом, формой правления и специальной конституцией, именно эти факторы делают республику особенной и некоторые их проявления определяют их практические отличия.
Формы государства: виды, различия, примеры
Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.
- Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Великобритания, Испания, Япония.
- Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
- Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865).
Слово страна имеет в большей степени географическое значение. Так называют определенную территорию, на которой проживают люди одной национальности, культурной или исторической общности. Кроме географического значения слово может включать в себя культурный и исторический контекст. Вместе со словом страна обычно используются следующие понятия:
· религия;
· климат;
· рельеф местности;
· численность населения;
· религия;
· язык;
· протяженность водоемов;
· менталитет населения.
Государством называют политическое образование, обладающее суверенностью и независимостью, целостностью и стабильностью территории, устоявшимися границами, определенной системой власти и управления.
В понятие государство входят различные политические термины, связанные с системой управления населением и внутренним социально-политическим устройством общества, живущего в границах данного образования.
Создание государство всегда преследует политические цели, связано с разработкой законов, которые должны выполнять все его граждане, и с системой исполнительно власти, обеспечивающей исполнение действующих законов.
Любое государство имеет свою конституцию, военную доктрину, армию, правоохранительные и судебные органы, высшую исполнительную власть. Система государственной власти всегда имеет несколько уровней. Государством называют именно политическое устройство, организованное в рамках одной территории, объединенной общими границами, культурой, единой системой управления жизнью общества.
Государство в отличие от страны всегда представляет независимую единицу, в которую может входить несколько стран, объединенных в союзное политическое образование, или на правах подчиненных территорий.
В отличие от страны, которая может существовать в качестве протектората или колонии, государство никогда не должно терять своей суверенности, иначе оно просто исчезнет.
Вопреки мнению многих людей, понятия «страна» и «государство» нельзя считать тождественными. Хотя эти термины очень близки по смыслу, их не всегда корректно применять к одному и тому же формированию. Каждое из понятий отличается своим контекстом применения. При этом важно разобраться в терминологии, чтобы понять, чем именно отличается страна от государства.
- Определение понятий
- Государство
- Страна
- В чем заключается разница
- Отличительные признаки
- Политика и форма государственного устройства
- Суверенитет
- Наглядные примеры отличия государства от страны
- Заключение
Государство представляет собой обособленную управленческую структуру. Его различие со страной заключается в наличии таких признаков:
- Обладает четко организованным механизмом, который направлен на реализацию правовой власти.
- Имеет структурированную систему законов и норм.
- Может обладать разными формами по территориальному делению – конфедеративной, унитарной, федеративной.
- Отличается разными системами правления.
- Имеет разные формы государственного устройства – авторитарную, диктаторскую тоталитарную, демократическую свободную.
Чтобы определить отличия рассматриваемых понятий, стоит учитывать, что есть определенные особенности в организации одних и тех же вариантов управления. Так, царская власть в России существенно отличалась от режима большевиков, который установился в 1917 году. В Великобритании управление сосредоточено в руках королевы, а в США делится на 2 ветви – парламентскую и президентскую.
При анализе отличий страны от государства стоит учитывать, что оба формирования обладают полицией, экономикой, символами, чиновниками. Главное несоответствие заключается в том, что в первом случае это не принадлежит народу.
Чтобы выявить отличия между рассматриваемыми понятиями, требуется изучить и вопрос самостоятельности. Суверенитет представляет собой политико-правовое свойство, которое связано с волей народа. Для этого понятия характерны следующие признаки:
- Верховенство – другая власть выше описываемой отсутствует.
- Внешнее равноправие и независимость – государство может самостоятельно определять и проводить внешнюю политику, ориентируясь на принципы сотрудничества на равных с международным сообществом.
- Единство – говорит о существовании цельной системы органов, которые представляют власть и проводят ее политику.
- Неделимость – свидетельствует о том, что государство едино и не делится на части политическим или военным способом.
- Отсутствие отчуждения – от суверенитета невозможно отказаться или передать его другим юридическим лицам.
В отличие от государства, страна обладает своими политическими границами, но не имеет суверенитета. Иными словами, она не способна принимать собственные решения.
Чем отличается республика от страны
Термин «Федерация» обычно определяется как объединение или образование группы штатов, провинций или образований. Таким образом, Федерация представляет собой политическое образование, состоящее из ряда государств. Соединенные Штаты Америки являются идеальной иллюстрацией этого термина, поскольку они представляют нацию, состоящую из 51 штата. Отличительной чертой Федерации является наличие центральной власти или правительства. Это центральное правительство осуществляет полный контроль над штатами. Несмотря на этот общий контроль, государства в составе Федерации по-прежнему сохраняют контроль или власть над своими собственными местными делами. В случае Соединенных Штатов все 51 штат передали власть центральному правительству, формально известному как федеральное правительство, но при этом они по-прежнему контролируют свои внутренние дела. Обычно разделение власти или полномочий между этими штатами и федеральным правительством закреплено в письменном документе, а именно в Конституции. Конституция также признает независимый статус штатов для осуществления контроля над своими собственными делами. Имейте в виду, что федерация будет включать в себя главное федеральное правительство или национальное правительство, а также правительства штатов. Правительства штатов составляют руководящую власть в каждом штате.
Как упоминалось ранее, термин «республика» традиционно относится к общественным интересам. Таким образом, республика представляет собой систему, которая отвечает интересам или благополучию людей. Фактически, республика относится к типу политической системы или порядка, в котором главой государства является не монарх, а представитель, избранный народом. Страны, у которых есть президент в качестве главы государства или, скорее, у которых нет монарха в качестве правителя, обычно называют республиками. В случае республики верховная власть или суверенитет принадлежит народу. Таким образом, люди, используя свое право голоса, избирают представителей, которые будут осуществлять эти полномочия от их имени. Следовательно, правительство или центральная власть в республике состоит из выборных представителей.
• В Федерации есть центральный орган или правительство, которое осуществляет общий контроль над отдельными субъектами или штатами. Отдельные государства, объединенные в Федерацию, также сохраняют контроль над своими внутренними делами.
• Республика относится к особой форме правления, при которой монарх не является главой государства.
• Федерация может быть республикой в том смысле, что главой государства в федерации является не монарх, а избранный представитель.
• Думайте о федерации как о представлении структуры правительства или политической системы страны. Республика, с другой стороны, представляет собой тип правительства или политической системы и может включать федерацию.
Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.
Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.
Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.