Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лесная амнистия – гарантия защиты собственности на участки на лесных землях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.
Порядок изъятия земель лесного фонда
ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей
- Аренда земли
- Инженерные изыскания
- Кадастр
- Категории земель
- Межевание
- Порядок застройки
- Приватизация
- Специальные программы
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
Перевод земель лесного фонда в другую категорию
Если на дачном участке проводилось межевание, то возможно два варианта развития событий. В случае когда в ЕГРН уже есть сведения о границах земельного и лесного участков, надо обратиться в Росреестр, который самостоятельно, без участия владельца участка устранит пересечение. Если же сведения о границах лесного участка не внесены в ЕГРН, проблему можно решить через региональное учреждение Федерального агентства лесного хозяйства. Необходимо подать туда заявление о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра и копии документов о праве собственности.
В августе 2017 года в Миасский территориальный отдел Управления Росреестра по Челябинской области обратились десять садоводов СНТ. Граждане сообщили, что их земельные участки накладываются на земли лесного фонда, в связи с чем они уже долгие годы не могут зарегистрировать право собственности на свою землю и стать полноправными владельцами обрабатываемых соток. Специалисты территориального отдела изучили документы, представленные каждым заявителем, проверили имеющиеся в ЕГРН сведения и выяснили, что ситуация с их земельными участками подпадает под действие Федерального закона № 280‑ФЗ. Владельцы участков подали заявления в Росреестр. В итоге участки были исключены из земель лесного фонда, поставлены на кадастровый учёт с уточнёнными площадями, на них зарегистрированы права.
Закон о лесной амнистии – так в разговорной речи называют закон, который регулирует устранение пересечений границ земельного участка с границами лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Его полное название – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель».
Если право собственности на земельный участок возникло у гражданина до 1 января 2016 года, а сведения о границах лесного участка были внесены в ЕГРН позже даты возникновения прав гражданина на земельный участок, Росреестр по заявлению собственника устранит пересечение его границ с границами лесного участка. Платить не придётся: гражданин платит только за учётно-регистрационное действие, если оно требуется. Кроме того, решение будет принято в пользу земельного участка, а не лесного фонда.
Понадобится заявление о кадастровом учёте земельного участка с целью уточнения его границ и подготовленный кадастровым инженером межевой план.
Особенности правового режима ЗЛФ
Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).
В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.
Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:
- защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
- эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
- резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.
Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.
Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.
Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.
Случай в Челябинской области
В августе 2017 года в Миасский территориальный отдел Управления Росреестра по Челябинской области обратились десять садоводов СНТ. Граждане сообщили, что их земельные участки накладываются на земли лесного фонда, в связи с чем они уже долгие годы не могут зарегистрировать право собственности на свою землю и стать полноправными владельцами обрабатываемых соток. Специалисты территориального отдела изучили документы, представленные каждым заявителем, проверили имеющиеся в ЕГРН сведения и выяснили, что ситуация с их земельными участками подпадает под действие Федерального закона № 280‑ФЗ. Владельцы участков подали заявления в Росреестр. В итоге участки были исключены из земель лесного фонда, поставлены на кадастровый учёт с уточнёнными площадями, на них зарегистрированы права.
Перевод земель из лесного фонда в другую категорию
Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:
- Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
- Корректировка границ населенного пункта.
- Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
- Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
- Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.
В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.
Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.
В заявлении указываются следующие данные:
- кадастровый номер участка;
- категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
- желаемая категория;
- обоснование причины перевода.
К оформленному ходатайству прикладываются документы:
- выписка из ЕГРН;
- общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
- расчетные данные о потерях лесного хозяйства.
Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.
Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:
- заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
- охотничье хозяйство;
- ведение с/х;
- научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
- рекреационная деятельность;
- выращивание лесных плантаций;
- выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
- геолого-исследовательские работы;
- строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
- религиозная деятельность.
Особенности правового режима земель лесного фонда
Как известно, каждая отрасль законодательства регулирует конкретную самостоятельную область общественных отношений. Это означает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения, земельное — земельные отношения, водное — водные отношения и т. д. Данные сферы общественных отношений касаются природных объектов и поэтому неразрывно связаны между собой. Так, леса произрастают на земле, поэтому в земельном и лесном законодательстве выделяются земли лесного фонда. Земли государственного лесного фонда находятся одновременно в составе государственного земельного фонда, где они выступают как часть единого земельного баланса страны, и в составе государственного лесного фонда как непременная часть единого природно-хозяйственного объекта, каким является лес.
Земли лесного фонда: состав и разрешенное использование
Лесной участок — земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.
Законодательство о лесном фонде
Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.
К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.
В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:
- с вырубкой – на которых остались пни;
- с молодым лесом;
- со сгоревшими и погибшими деревьями;
- с прогалинами и свободные от лесного массива;
- с рединами: обособленными деревьями.
Они обозначаются на картах спецзнаками.
Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:
- заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
- охотничье хозяйство;
- ведение с/х;
- научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
- рекреационная деятельность;
- выращивание лесных плантаций;
- выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
- геолого-исследовательские работы;
- строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
- религиозная деятельность.
Помимо разрешений на определенные виды использования земель лесного фонда, законом предусмотрено:
- Запрещено строительство жилых домов, коттеджей, прочих частных владений.
- Запрещено огораживать арендованные участки лесных земель, если это не природоохранная территория.
- Свободный доступ граждан к лесным ресурсам ограничен в случае опасности (например, лесного пожара) или для экологической безопасности. Также запрещено пребывание граждан на особо охраняемых землях.
- Нельзя допускать истощение почвы, пользуясь участком на условиях возмездной или безвозмездной аренды.
- Запрещается размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
- В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, во время проведения определенных работ, ограничивается пребывание и въезд граждан.
- Запрещается собирать грибы и ягоды, а также растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам.
- Лицам, которым предоставлены в пользование земельные участки, запрещается ограничивать доступ к ним других граждан за исключением тех случаев, когда участок относится к особо охраняемым зонам или других случаев, предусмотренных ЛК РФ.
- Не допускается заготовка древесины некоторых пород деревьев и кустарников (перечень видов утвержден Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»).
- Сплошные рубки лесов запрещены в случаях, когда воспроизводство лесов на участках затруднено или невозможно.
Кто является собственником? Собственником таких земель является государство, на балансе которого числятся все лесные зоны РФ. Леса находятся в федеральной собственности, о чём гласит статья 8 Лесного кодекса, но могут передаваться в ответственное управление муниципалитетам на правах постоянного бессрочного пользования. Распоряжаться землями лесов может только Правительство РФ на основании Постановлений. Ряд решений принимает Министерство Лесного хозяйства, под отчёт перед правительственными органами.
Регламент всех допустимых действий ориентируется на нормы «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ и статьи 101 ЗК РФ. Все лесные зоны подлежат кадастровому учёту, процедуры отчуждения обязательно регистрируются в Росреестре и допускаются только на основании федеральных публичных слушаний, при соответствующем решении Правительства РФ с опорой на положения статьи 1 ЗК РФ.
Исключением являются лесные зоны, выступающие в качестве охранных зон железнодорожных путей, которые могут принадлежать РЖД. Пригородные зелёные зоны зачастую входят в контекст населённого пункта и относятся к землям поселений, управляясь местной администрацией.
Если леса имеют искусственный характер, то могут воспроизводиться собственниками искусственных водоёмов и дачными хозяйствами, но в ограниченном объёме, с согласия муниципалитета.
Право собственности на лесные ресурсы. Лесной фонд России.
Лесные участки в составе земель лесного фонда
находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются земельным законодательством. Предусмотрена возможность любой формы собственности на лесные участки, расположенные на землях
иных
, чем земли лесного фонда, категориях земель.
Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесных участков.
Отдельно действующее законодательство регулирует право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы (ст. 20 ЛК). Граждане, юридические лица, которые используют леса в соответствии с нормами лесного законодательства, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда принадлежит Российской Федерации.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”.
Растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.
Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с землями лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью.
Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой растительности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
— землях иных категорий.
Лесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности. Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Как перевести землю лесного фонда в другую категорию
Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:
- изменение назначения участка в устроительной документации;
- увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
- по решению экологической экспертной группы;
- невозможность использования территории по основному назначению;
- прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
- Получить сведения из ЕГРН.
- Составить заявление.
- Собрать документы.
- Получить решение.
Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:
- правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
- отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
- паспорт (для физических лиц);
- заявление;
- выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
- решение экологической экспертной группы (если требуется);
- выписка о характеристиках территории из Росреестра;
- расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.
Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:
- наименование учреждения, в которое подается обращение;
- персональные данные заявителя;
- выписка из кадастрового реестра;
- текущая категория надела;
- в какой ВРИ переоформляется;
- подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.
Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.
Перевод участков из лесной категории
Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:
- ходатайство;
- акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
- решение от уполномоченного органа власти;
- справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
- выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
- проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
- результаты экспертизы, если таковая была проведена.
В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.
Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.
Когда и кому можно передавать ЗЛФ
Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.
Единственная возможность получить такие земельные участки в собственность – изменить их целевое назначение и, соответственно, перевести их в другую категорию.
О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.
Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:
- права постоянного пользования;
- аренды земельных участков;
- сервитута, в том числе публичного;
- права безвозмездного пользования;
- концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Каковы последствия для частного лесоводства в России
Дальнейшие перспективы для лесного фермерства в России, по мнению специалистов Greenpeace, представляются туманными. Так, может увеличиться количество ландшафтных пожаров из-за выжигания молодой лесной поросли вместе с сухой травой, поскольку за неиспользование сельхозземель по целевому назначению собственникам грозят крупные штрафы — до 700 тыс. руб. для юридических и до 50 тыс. руб. для физических лиц.
Также природозащитники прогнозируют развитие кризисной ситуации с дровами и дешёвыми строительными материалами. Сегодня многие российские населённые пункты снабжаются топливом именно за счёт выросших на сельхозземлях лесов. Увеличение регуляторной и административной нагрузки делает невозможным и экономически непривлекательным снабжение людей дровами и стройматериалами за счёт земель лесного фонда.
Порядок и особенности распоряжения
Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.
Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:
Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).