Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наказание за двойной обгон в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правильный и безопасный обгон не должен создавать аварийную ситуацию, вынуждать других участников менять траекторию и скорость движения, угрожать жизни пешеходам. При этом он обязательно должен соответствовать всем положениям 11 главы ПДД РФ.
Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:
- совершено ли правонарушение впервые,
- совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.
Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.
Обратите внимание, если нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет назначен только штраф.
Актуальные штрафы за неправильный обгон
Российский КоАП не предусматривает наказания за неправильный обгон, а само слово упоминается лишь один раз — в ст. 12.15. Согласно п.4 этой статьи выезд на полосу встречного движения, нарушающий ПДД, наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении прав можно лишиться на год, а если его зафиксировала камера видеонаблюдения — придет уведомление о штрафе на 5000 рублей.
Эта статья будет действовать в случае любого нарушения ПДД при обгоне. Например, если была создана помеха другому участнику движения, выезд на встречную полосу произошел на мосту, на пешеходном перекрестке и так далее.
Что касается обгона справа по обочине или тротуару, он будет наказываться соответствующим штрафом — в первом случае на 1500 рублей и 2000 рублей во втором случае.
Таблица штрафов и наказаний за неправильный обгон.
Нарушение | Предусмотренное наказание |
Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД, совершенный впервые | Штраф 5000 рублей или лишение прав на срок 4–6 месяцев |
Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД, совершенный повторно | Штраф 5000 рублей или лишение прав на год |
Опережение справа с заездом на обочину | Штраф 1500 рублей |
Опережение справа с заездом на тротуар | Штраф 2000 рублей |
Опережение справа по полосе разгона или торможения не наказывается, если не созданы помехи другим участникам движения.
Мы рассказали, как правильно выполнять обгон и затронули тему опережения. Помните, что любой маневр с выездом на встречную полосу считается очень опасным. Поэтому трезво оценивайте обстановку, а если не уверены — не обгоняйте.
Спорные ситуации на дороге при пересечении двойной сплошной
Помимо разрешенных маневров, пересечение двойной сплошной может быть спорным – когда двойная сплошная пересекается вроде оправдано, но правила все равно нарушает. Выписывается штраф, но человек понимает его несправедливость и обращается в суд. Чтобы не потратить свое время и усилия впустую, нужно разбираться, в каких ситуациях водитель действительно имеет все шансы доказать свою правоту.
Чаще всего спорные ситуации возникают, если на дороге разметка давно не обновлялась и стала почти незаметной. Если дорога незнакома, водитель просто мог не увидеть, что он нарушает при развороте или пересечении, и получит наказание не по своей вине. Подтвердить свою правоту можно не только с помощью дорожных камер, но и с помощью собственного видеорегистратора. Когда линии не отвечают стандарту ГОСТ Р 51256-2011, штраф могут полностью снять.
Сделайте все, чтобы исключить фальсификацию документов. Стоит снять саму дорогу, свою машину и машину ДТС. На камере нужно выставить время и дату, когда составляется протокол. Но помните, обжалование возможно только за 10 суток после получения штрафа или лишения прав – позже документы не примут. Кстати, не соглашайтесь на более слабую меру наказания, поскольку так признаете себя виноватым.
В любом случае постарайтесь не нарушать запрет на пересечение двойной сплошной. Тогда не придется думать, как обжаловать дело в суде, доказать свою невиновность и сесть за руль снова.
Получить юридическую помощь по вопросу двойной сплошной разметки можно на нашем сайте.
Возможно ли выехать на сплошную без штрафа
В некоторых случая допускается нарушение правила, но это совершается при объезде препятствия. В таких случая рекомендуется обзавестись видео регистратором, чтобы потом доказать свою невиновность.
Также при пересечении сплошной линии разметки нельзя создавать аварийную ситуацию на дороге, иными словами не становиться помехой встречному движению. Штраф в этом случае не накладывается.
При обгоне в 2022 году нужно будет заплатить до 5 тыс. рублей, поэтому не стоит рисковать и за несколько сэкономленных минут платить денежные средства. Разрешается обгонять транспортные средства с низкой скоростью, если на них установлен треугольник, который по контуру имеет красный или желтый оттенок. Еще можно объезжать специальные автомобили, которые на кузове обладают специальным знаком — это синий круг со стрелкой.
В правилах отсутствует запрещение обгонять другие ТС. Поскольку маневр подразумевает выезд на встречную полосу, он относится к опасным и требует от водителя внимания.
Встречная полоса для авто считается зоной опасности, поэтому водитель должен стараться покинуть ее как можно скорее. При этом нельзя превышать скорость.
Основное требование к автовладельцу, совершающему двойной обгон – не создавать аварийную обстановку на дороге. Есть несколько факторов, которые обеспечивают безопасное совершение обгона:
- свободная встречная полоса
- у машин, двигающихся впереди, выключен поворотник (левый)
- никто в этот момент не начал совершать маневр (подразумеваются ТС впереди и сзади)
- нет знаков, наличие которых равнозначно запрету на обгон.
- разделительная линия между полосами прерывистая.
В зоне видимости или по знакам нет:
- железнодорожного переезда
- тоннеля
- эстакады
- крутого поворота (впереди)
- конца подъема.
Отсутствуют в зоне видимости знаки:
- 3.20-22 «Обгон запрещен»
- 1.22 «Пешеходный переход»
- пересечение с железной дорогой: со шлагбаумом, без шлагбаума (1.1-2), приближение к переезду 1.4.1-6
- 1.9 «Разводной мост»
- 1.31 «Тоннель»
- 5.15.5 «Конец полосы»
- 1.11.1-2 «Опасный поворот»
- 1.14 «Крутой подъем», обгонять нельзя в конце подъема, причем подъем не обязательно должен быть крутым.
Когда запрещено и когда разрешено обгонять
Не все водители дисциплинированны. Многие считают личные желания и стремления преимуществом перед другими автовладельцами и ездят так, как считают нужным, а не по правилам.
Такие сцены часто можно видеть на российских дорогах:
- Водитель проводит обгон на перекрёстке, либо двигается по второстепенной полосе.
- Действие происходит на пешеходных дорожках.
- Транспорт подъезжает к железнодорожным путям на расстояние 10 метров.
- Автомобиль завершает крутой подъем в зоне низкой видимости.
Именно из-за таких автомобилистов в дорожные правила внесены следующие запреты на обгон:
- возле перекрёстков, как одних из самых опасных участков;
- вблизи переходов для пешеходов, вне зависимости от нахождения там пешеходов;
- вблизи железнодорожных переездов, при дистанции прилегания 100 метров;
- при движении по мосту;
- на поворотах, невидимых участках дороги, на подъёмах;
- на дорогах, где стоит знак запрещения обгона;
- при наличии свободного места на встречной полосе;
- если на дороге нет ТС, объезжающего авто впереди или сзади;
- при движении впереди машины с включённым левым поворотом.
Если инспектор успеет пресечь такие нарушения, пассажиры отделаются лёгким испугом, а их водитель — административным наказанием. Если водителя некому было образумить, он скорее всего попадёт в хронику происшествий дня.
Вместе с тем, Правилами не запрещается выезжать на встречную полосу дороги, чтобы обогнать несколько машин, учитывая, что водитель убедился в том, что совершать такое перестроение безопасно.
Когда обгонять нельзя
Есть места, где по правилам ПДД обгон запрещен:
- Запрещается обгонять транспорт на регулируемых и нерегулируемых перекрестках при условии, что движении осуществляется перпендикулярно главной дороге. Запрет связан с тем, что данный участок – место повышения скорости.
- Запрещается выполнять маневр в конце подъема.
- Нельзя обгонять в зоне пешеходных переходов. Согласно новым правилам, в этом месте опережать транспорт запрещается, независимо от того, есть ли на переходе пешеход или нет. Такое нововведение позволяет обезопасить пешеходов и гарантирует их преимущественное движение по переходу.
- Нельзя обгонять на ж/д переездах, до них, а также после них на расстоянии 100 метров.
- Под запретом выполнение маневра на мостах, эстакадах, в тоннелях. Если совершать обгон на этих участках дороги, то велика вероятность лобового столкновения машин из-за ограничения видимости. Чтобы предотвратить вероятность ДТП, правилами дорожного движения обгон транспортного средства на указанных участках запрещен.
Существует прямое предписание в виде знака, где четко указано, что на определенном участке дороги обгонять нельзя. Данный знак предписывает полный запрет обгона до первого перекрестка, следующего за ним. На участке дороги, проходящей по населенному пункту, также запрещено делать этот маневр.
Существует формальное понятие обгона справа. В правилах его нет, но есть объезд по обочине. Однако этот маневр запрещен. За подобное нарушение водителя ждет штраф в размере полутора тысяч рублей.
Препятствие обгону признается одним из видов опасного вождения, за которое на данный момент наказания в КоАП нет. Законопроект о введении ст. 12.38, которая наказывала бы за данное нарушение, уже существует и на данный момент проходит чтения в Госдуме. Сумма штрафа за опасное вождение будет составлять 5000 руб.
На данный же момент сотрудники Госавтоинспекции чаще всего выносят наказания по ч.3 ст. 12.14: невыполнение предписания уступить дорогу, которая наказывается штрафом 500 руб. или письменным предупреждением. Однако такой штраф можно довольно просто оспорить, так как п. 11.3 говорит о том, что обгоняемый водитель должен не создавать помех, а не уступать дорогу.
Для чего же тогда нужно правило, если за его нарушение нет наказание? На самом деле наказание есть, но не в виде штрафа. Если по причине препятствия обгону произошла авария, то вину в ДТП понесет препятствовавший водитель, даже если его автомобиль не участвовал в самом столкновении.
Актуальные требования к обгону
Чтобы совершить обгон, нужно придерживаться нескольким правилам и комплексно оценить ситуацию. Сначала посмотрите в зеркала заднего вида — так можно понять, не планирует или не совершает ли уже маневр другая машина. Ни в коем случае не нужно нервничать, ведь это чревато серьезными ошибками.
Затем, оценивается расстояние до едущей по встречной полосе машины. В случае наличия необходимого свободного пространства на дороге включается левый указатель поворота. Плавно увеличивая скорость, водитель выполняет обгон впереди идущего автомобиля и с левым поворотным сигналов возвращается на свою полосу.
Во время совершения обгона нельзя резко уменьшать скорость,. Также нужно соблюдать нужную дистанцию до обгоняемого автомобиля.
Какую ответственность несут водители за нарушения?
Любой маневр, который предполагает выезд автомобиля на встречную полосу, может стать причиной аварии, спровоцировать травмы людей, аварийные ситуации. За нарушение подобных правил предусмотрено суровое наказание, степень которого определяется только при оценке совокупности всех имеющихся обстоятельств и последствий, которые привели неправомерные действия со стороны водителя.
В стандартной ситуации при определении меры наказания и расчета штрафа за обгон в неположенном месте предусмотрена административная ответственность по КоАП ч.4 ст. 12.15. Нарушение правил ПДД, которое было связано с запретом на выезд на встречную полосу может привести к взысканию в 5 тыс. рублей или лишению водительских прав на срок до полугода. В случае выполнения маневра с выездом на встречную полосу могут пострадать и другие участники дорожного движения, к числу которых относятся смертельные исходы, предусмотрены не только штраф за обгон, но и уголовная ответственность.
Двойной обгон и обгон колонны – что это?
Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.
Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.
Двойной обгон в свете правил ДД
Согласно ПДД двойной обгон не всегда считается нарушением. Для наглядности перечислим все вариации данного маневра. Далее обсудим каждый из них в отдельности.
- Автолюбитель решил обогнать машину, обгоняющую другое авто.
- Водитель обгоняет 2 и более ТС, не возвращаясь в исходное положение.
- Вереницу машин объезжают «паровозиком» несколько транспортных средств.
Теперь поэтапно рассмотрим неправильные действия автовладельцев. В согласии с требованиями ПДД п. 11.2 запрещается обгонять в случае, когда обгоняемое ТС уже совершает обгонные действия. Порой желающих лихачей собирается много, и они уже составляют шлейф из двух и более машин. Езда «гуськом» по встречной полосе, даже когда она свободна, является грубым правонарушением нескольких водителей. Отметим, что подавляющее большинство случаев обгонных действий происходит непосредственно на встречной полосе.
Выезд навстречку при отсутствии автотранспорта, с пересечением прерывистой линии сам по себе безопасен. Согласно действующим правилам, если шофер не создает помех другим водителям, его действия не запрещены. Соответственно езда первой обгоняющей машины легальна, так как нет риска в ДТП. Следующие за первым ТС водители, движущиеся в одном направлении, не могут адекватно оценивать обстановку. Обзор дорожного полотна загроможден и создается огромный риск аварии. Подобные горе-водители нарушают правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье водителей и пассажиров.
Непосредственного наказания за двойной обгон правилами ДД не предусмотрено. Однако обгонные маневры по отношению к соседним авто запрещены в следующих случаях:
- Машина, движущаяся впереди, производит обгон или совершает объезд преграды.
- Транспортное средство, которое следует впереди, сигнализирует левым поворотником и идет на опережение.
- Следующее позади авто совершает обгонные или опережающие действия.
Любое неправильное завершение обгона свидетельствует о его ошибочном применении и штрафуется в следующих случаях:
- Автолюбитель не уверен, не убедился в успешном исходе маневра, поэтому не успевает занять ранее занимаемую полосу дорожного полотна.
- Водитель полностью не удостоверился в отсутствии встречного транспорта либо завершил маневрирование на сплошной разметке, не уступил дорогу на пешеходном переходе.
Данный вопрос также регулируется Правилами дорожного движения. Согласно ПДД, действие запрещающих знаков «Обгон запрещен» прекращается:
- На ближайшем пересечении дорог. Иными словами, после проезда перекрестка водитель без опаски может обгонять транспортные средства, движущиеся с недостаточной, по его мнению, скоростью. В данном пункте есть один нюанс. Важно помнить о том, что непосредственно на перекрестке обгон запрещен по умолчанию. Поэтому начинать маневр допускается только непосредственно за ним. Но есть одно исключение. На перекрестке неравнозначных дорог водитель, который движется по главной, вправе совершить обгон. Это обусловлено тем, что находящиеся на второстепенных участках автомобилисты обязаны уступать дорогу.
- В месте установки символа, обозначающего конец того или иного населенного пункта. Вне города/поселка знак может дополняться различными поясняющими табличками.
- В месте установки символа «Конец зоны ограничения обгона». Внешне он выглядит как запрещающий. Отличием является то, что все элементы изображены серым цветом на белом фоне. Кроме того, автомобили перечеркнуты линией.
- После преодоления расстояния, указанного на поясняющей табличке. Например, на ней изображена цифра 500 со стрелками. Это значит, что с места установки знака и ближайшие полкилометра обгон запрещен. В ПДД есть и поясняющие таблички без стрелок. Их нужно трактовать следующим образом: через 500 м (эта цифра для примера, указано может быть любое число) начнется участок, на котором обгонять транспортные средства запрещено.
Есть еще один знак, любимый всеми водителями. Он называется «Конец зоны всех ограничений». Это круглый знак, на белом фоне ничего не изображено, он просто перечеркнут несколькими черными линиями.
В ПДД строго прописано, на каких участках проезжих частей категорически недопустимо совершать маневр. Несоблюдение правил влечет за собой наложение административной ответственности, в том числе лишение водительского удостоверения.
Где запрещен обгон (в ПДД данная информация указана в 11 разделе):
- На перекрестке. Как было упомянуто выше, исключением является случай, когда водитель движется по главной дороге на нерегулируемом пересечении проезжих частей.
- На пешеходном переходе. В 2014 году в ПДД были внесены изменения, согласно которым обгон на данном участке категорически запрещен без исключений.
- На железнодорожном переезде. При этом маневр должен быть завершен не менее, чем за 100 м до него. Непосредственно после проезда железнодорожного переезда обгон не запрещен (при отсутствии запрещающих знаков).
- На мосту, путепроводе, эстакаде и в тоннеле. Согласно правилам ПДД, обгон запрещен также и под ними. В некоторых случаях мосты сконструированы таким образом, что их крайне сложно своевременно заметить. Кроме того, в населенных пунктах его границы никоим образом не обозначаются. В связи с этим при совершении обгона водителям следует быть крайне внимательными.
- В конце подъема, на опасном повороте, а также на участках с ограниченной видимостью.
Нарушение данных правил существенно повышает риск возникновения ДТП. При этом запрещающие знаки на этих участках не устанавливаются. Водители должны по умолчанию знать, где по правилам ПДД запрещен обгон. В противном случае велик риск изъятия удостоверения.
Когда нельзя обгонять даже при отсутствии запрещающего знака
Важно понимать, никакая дорожная разметка в принципе не отменяет действие знака 3.20. Формально, он должен сопровождаться наличием сплошной линии 1.1. То есть наряду с ним, как уже было сказано выше, есть прямой запрет на ее пересечение. А также 1.3, 1.11 при размещении слева от нее прерывистой и трамвайных путей — п.9 ПДД.
Ранее, из-за несогласованности дорожной обстановки и разночтений Правил, присутствие прерывистой (1.5) приводило к спорам что приоритетнее. В отсутствие перекрестка за прекращение зоны действия запрета обгона принималось изменение сплошной на прерывистую. Теперь ПДД изменены таким образом, что дорожной разметке дается подчиненное положение к знакам. Если первое не соответствует второму, то водитель обязан руководствоваться только требованию знака 3.20.
Разметка в такой ситуации, прежде всего, головная боль ГИБДД. На них в этом случае лежит обязанность действий к устранению несоответствия. Согласно требованию Приказа МВД РФ No185, до исправления ГИБДД обязана организовать регулировку в ручном режиме. Хотя граждане вправе также обратить на это внимание уполномоченных органов.
Главное, что должен помнить водитель: даже при наличии знака «Тихоходное средство», при движении в зоне действия запрета обгона (3.20) и сплошной разделительной, обгонять категорически нельзя. Пусть даже такое ТС будет ехать по обочине.
Так что прежде чем обгонять, необходимо внимательно следить за разметкой, а не только за обстановкой. Необходимо помнить про наличие и иерархию знаков 3.20 и «Тихоходное транспортное средство», есть ли сплошная разделительная при этом. Кстати, особенно внимательно при сочетании 1.5 с прерывистой. Итогом вольного или невольного нарушения Правил по этим пунктам может стать штраф в 5000 рублей или лишение права управления до полугода. Между прочим, за повторное нарушение в течение года — только лишение, причем на год.
Что такое «паровозик» ?
Десятилетие назад сотрудники ГИБДД сквозь пальцы смотрели на вечно спешащих лихачей. Стоило кому-нибудь впереди рвануться на встречку, как вся колонна начинала обгонять сама себя, меняясь местами. За первым автомобилем на встречке обычно выстраивались по три-четыре машины. Прерывистая разметка дозволяла любые маневры. Однако за последние годы автомобилей стало настолько много, что обгоны «паровозиком» или «гуськом» стали часто заканчиваться плачевно. Первая машина успевала протиснуться в окно, а другие сталкивались лоб в лоб с неожиданно выскочившим встречным автомобилем.
Огромное количество смертельных случаев стало регистрироваться на трассах, идущих на восток страны. Это автомагистраль М5 «Урал», идущая через Рязань в Челябинск, Екатеринбург и далее, а также М7 «Волга», сужающаяся за Нижним Новгородом, и другие дороги. Бесконечной вереницей по ним следуют груженые фуры, между которыми снуют легковушки.
На момент 2023 года таких штрафов не предусмотрено. Это означает, что в Административном кодексе нет статьи, описывающей меру наказания за создание помех при обгоне.
Похожая статья КоАП – это 12.15, которая определяет наказания только для водителя, который обгоняет, и для медленно движущегося транспорта (тем, кто не дает себя обогнать). Но о препятствовании обгону в данной статье ничего не написано.
Другой нормативный акт – ст. 12.14 ч. 3 определяет наказание в виде штрафа 500 рублей за то, что водитель не соблюдал Правила в части создания помех, кроме случаев движения по перекресткам. Данную норму используют обычно хитрые инспекторы Госавтоинспекции, когда хотят наложить штраф. Но в данном случае она не подходит по причине того, что определяет наказание только за создание помех. А в п. 11.3 указано условие не препятствовать, а не мешать обгону. Это совершенно разные понятия с точки зрения законодательства.
Но это не означает, что можно не соблюдать п. 11.3 и ничего за это не будет. Виновность в дорожном происшествии по-прежнему действует. Если ДТП случится, например, из-за вашего увеличения скорости в момент обгона, и обгоняющий водитель не успеет вернуться в свою полосу, то будет вынесено постановление об отказе в нарушении. Но виновником будете Вы. К тому же, столкновение со встречной машиной – опасное происшествие, а закон для виновника при этом имеет другую статью 12.24, которая предписывает лишение прав. Могут даже привлечь по уголовной статье, если произойдет смерть людей.