Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между работой и услугой в государственном задании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учреждение может оказывать (выполнять) широкий спектр услуг (работ). Например, реализовывать образовательные программы, оказывать первичную медицинскую помощь, хранить архивные документы и т.д. Но все эти услуги (работы) должны соответствовать целям деятельности учреждения. Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
Какие услуги (работы) можно оказывать (выполнять)?
К сведению. Услуга — это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица — получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа — это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, должны быть включены в перечень услуг.
Продажа результатов работ (услуг) — любые операции гражданско-правового характера по предоставлению результатов работ (услуг), по предоставлению права на пользование или на распоряжение товарами, в том числе нематериальными активамии другими, нежели товари, объектами собственности за компенсацию, а также операции по безвозмездному предоставлению результатов работ (услуг).
Правоотношения в области оказания услуг в зависимости от обстоятельств могут оформляться в виде агентского договора или договора возмездного оказания услуг. В положениях договора должна быть выражена действительная воля сторон, отражающая правовую сущность сделки (вид заключаемого договора).
А значит, обязанность заказчика оплатить услуги не зависит от того, оформили стороны акт (иной подобный документ) или нет.
Предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера. Необходимо принимать во внимание, что сделки с третьими лицами во исполнение посреднического договора должны совершаться только после его заключения и только в интересах принципала (комитента).
Другие варианты разграничения работ и услуг
Используются и другие варианты определения рассматриваемых понятий и их соотношения. В частности:
- услуги — результат деятельности компаний, направленный на удовлетворение потребительских потребностей (п. 128 методических рекомендаций (инструкции) по планированию, учету и калькулированию…, утв. Минэкономики РФ 16.07.1999);
- используются понятия отдельных видов услуг: бытовые услуги, услуги общественного питания (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ), услуги по озеленению (ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта РФ от 20.08.2002 № 307-ст) и пр.;
- применительно к работам также имеются различные определения и выделение отдельных видов работ, например: горноспасательные работы (п. 1 ст. 5 закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ), работы на высоте (приказ Минтруда РФ «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте» от 28.03.2014 № 155н), работы по озеленению (Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утв. Минздравсоцразвития РФ б/н б/д).
В литературе также упоминаются «погрузочно-разгрузочные работы», однако действия по перемещению вещей (грузов) правильнее считать услугой, а не работой. Аналогично услугой следует считать уборку территории. Выполнение измерений, результатом которых является документация, устанавливающая размеры, вес, химический состав и т.п. вещи, является работой.
Оно всегда совершается в интересах третьего лица на основании договоренности. Нельзя оказать услугу самому себе: это противоречит самой сути понятия. Сюда же относится и кратковременное пользование чужими предметами без передачи права собственности.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона).
В чем же разница между работами и услугами?
Услуги — это совершение определенных действий или осуществление какой-то деятельности. Такое определение услуг дается в законе. Иными словами в услугах важен процесс. Результат в них не имеет первостепенного значения. И хотя в своих рассуждениях можно глубоко уйти в сущность действий или деятельности, которые составляют услугу, и в итоге прийти к какому-то результату, суть услуги от этого не изменится.
В конце концов даже в услугах связи какой-никакой результат есть — состоявшийся разговор между двумя абонентами, к примеру, или сеанс обмена данными между клиентом и сервером. Но исключительную важность тут имеет сам процесс — создание оператором связи определенных технических условий, при которых доступна сама возможность позвонить или выйти в сеть.
Работа — это всегда результат. Закон определяет работу как деятельность, которая приводит к конкретному результату. Требуемый результат обычно согласовывается сторонами или в техническом задании, или в смете, или в самом договоре, или где угодно еще. Именно поэтому при выполнении работ требуется акт приемки-сдачи работ, т.к. сторона-заказчик должна увидеть результат, оценить его приемлемость и соответствие требованиям, после чего принять и оплатить.
В чем же разница между работами и услугами?
Услуги — это совершение определенных действий или осуществление какой-то деятельности. Такое определение услуг дается в законе. Иными словами в услугах важен процесс. Результат в них не имеет первостепенного значения. И хотя в своих рассуждениях можно глубоко уйти в сущность действий или деятельности, которые составляют услугу, и в итоге прийти к какому-то результату, суть услуги от этого не изменится.
В конце концов даже в услугах связи какой-никакой результат есть — состоявшийся разговор между двумя абонентами, к примеру, или сеанс обмена данными между клиентом и сервером. Но исключительную важность тут имеет сам процесс — создание оператором связи определенных технических условий, при которых доступна сама возможность позвонить или выйти в сеть.
Работа — это всегда результат. Закон определяет работу как деятельность, которая приводит к конкретному результату. Требуемый результат обычно согласовывается сторонами или в техническом задании, или в смете, или в самом договоре, или где угодно еще. Именно поэтому при выполнении работ требуется акт приемки-сдачи работ, т.к. сторона-заказчик должна увидеть результат, оценить его приемлемость и соответствие требованиям, после чего принять и оплатить.
Выполнение работы приводит к созданию чего-то нового, что можно пощупать, изучить, осмотреть, обработать или сделать с ним что-нибудь еще. Результат работ может быть как овеществленным, так и нематериальным. В отличие от работ в договоре оказания услуг акт приемки-сдачи услуг по сути не нужен, хотя его часто составляют. Ведь результата, сдаваемого заказчику, как такового попросту нет.
Чем отличается работа от услуги
Понятия «работа» и «услуга» применяются в гражданском праве и имеют ряд сходств и различий. Гражданский Кодекс РФ использует их в нескольких главах. Согласно документу лицо, выполняющее работу, должно предоставить заказчику материальный результат. Исполнитель услуги не обязан предъявлять вещественный результат, ему достаточно выполнить определённую деятельность.
Для установления научного смысла этих понятий пользуются также филологическими толкованиями. Понятие «работа» имеет несколько значений. В физике – это превращение одной энергии в другую. Существует ещё такие трактовки термина «работа», как продукт труда (физического, творческого или интеллектуального), а также деятельность, занятие, труд. Они встречаются в словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля.
Отличие работ и услуг: общие положения
Наиболее очевидным вариантом ответа на вопрос, чем отличается услуга от работы, является утверждение о наличии овеществленного результата при выполнении работ и значимость самого процесса при оказании услуг. Отличие работы от услуги отражено в оформлении двух отдельных видов договоров: подряда (при выполнении работ) и договора оказания услуг (для оформления услуг).
О договорах оказания услуг читайте в наших статьях по ссылкам:
- «Каковы существенные условия договора оказания услуг?»;
- «Порядок заключения договора возмездного оказания услуг»;
- ;
- «Как составить договор безвозмездного оказания услуг?».
О договоре подряда изложено в материалах по ссылкам:
- «Договор подряда на выполнение строительных работ — образец»;
- ;
- «Договор НИОКР — существенные условия и характеристика»;
- «С какого момента договор подряда считается заключенным?».
Но существуют и иные варианты разграничений. Так, особо выделяются работы, выполняемые в рамках трудовых отношений. Их от работ и услуг, выполняемых в рамках гражданско-правовых отношений, отличает, в частности, связанность трудовой функцией и правилами трудового распорядка.
Особенности трудового договора описаны в статьях по ссылкам:
- «Общий порядок заключения трудового договора по ТК РФ»;
- «Трудовой договор с испытательным сроком по ТК РФ»;
- «Как составить трудовой договор по совместительству — образец 2018?»;
- «Составляем срочный трудовой договор — образец».
Отдельные нюансы практики по соотношению рассматриваемых понятий
Применительно к разграничению понятий услуг и работ, помимо уже указанного выше, в случаях, когда разграничение понятий не имеет правового значения, в практике используется формулировка «работы (услуги)» (например, в определении ВС РФ от 27.11.2017 № 307-КГ17-12461 по делу № А56-42572/2016).
Также выполнение работ и оказание услуг встречается в единой связке, без разграничения в практике миграционного законодательства, получения патента (апелляционное определение Омского облсуда от 11.04.2018 по делу № 33а-2219/2018).
О разграничении других правовых институтов можно прочитать в наших статьях по ссылкам:
- «Отличие договора поставки от договора купли-продажи»;
- «Отличие новации от отступного»;
- «Договор займа и кредитный договор — отличие;
- «Договор поручения и договор комиссии — отличия»;
- «Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки».
Как указывать цену работ или услуг
А вот условие о цене по общему правилу не является обязательным ни для договора подряда, ни для договора возмездного оказания услуг. Если оформить договор без установления платы за работу или услугу, заказчик должен будет выплатить исполнителю сумму, в которую обычно оцениваются аналогичные работы или услуги (п. 3 ст. 424, п. 1 ст. 709 ГК РФ, п. 54 постановления Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.96). Понятно, что такой подход к определению цены чреват спорами, поэтому пропускать этот пункт при составлении договора все же не следует.
Формулируя условие о стоимости работ или услуг, необходимо четко зафиксировать, включает ли цена сумму НДС. Дело в том, что если этот вопрос упустить, то исполнитель получит право взыскать налог сверх цены договора (п. 15 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).
А при заключении договоров на оказание юридических услуг, связанных с ведением судебных дел, нужно учесть следующее. Ни обязанность заказчика по оплате услуг, ни размер такой оплаты, ни порядок определения цены услуг не могут зависеть от принятого судом решения (постановления Конституционного суда РФ от 23.01.07 № 1-П и Президиума ВАС РФ от 02.12.03 № 11406/03). В частности, стоимость услуг по такому договору нельзя установить в виде процента от взысканной через суд суммы (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.03.18 № Ф04-334/2018 по делу № А46-6600/2017). Заметим также, что в договорах, предусматривающих оказание юридических и консультационных услуг на досудебных стадиях (к примеру, при сопровождении налоговой проверки), условие о «гонораре успеха» вполне допустимо (определение Верховного суда РФ от 02.10.20 № 304-ЭС20-15748 по делу № А70-16892/2019).
Правоспособность АУ в определении стоимости платных услуг (работ).
В отличие от бюджетных учреждений, насчет которых в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях указано, что порядок определения платы за их услуги или работы, предоставляемые или выполняемые как сверх государственного (муниципального) задания, так и в его рамках, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом[15], в отношении автономных учреждений аналогичной нормы в федеральном законодательстве нет. Поэтому по общему правилу АУ вправе устанавливать цены на свои услуги и работы самостоятельно. Однако из этого правила есть исключения.
Во-первых, исключением являются муниципальные автономные учреждения. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении к полномочиям органов данного уровня относится установление тарифов на любые услуги или работы, оказываемые или выполняемые любыми муниципальными учреждениями (в том числе автономными), если иное не предусмотрено федеральными законами[16]. Другими словами, муниципальные АУ не могут утверждать цены на свои услуги и работы самостоятельно – это делают их учредители.
Правда, из данного исключения есть свое исключение, вытекающее из формулировки «если иное не предусмотрено федеральными законами». В силу федерального законодательства о культуре организации культуры самостоятельно формируют цены (тарифы) на свои платные услуги и продукцию, включая цены на билеты[17]. То есть автономные учреждения культуры (причем и муниципальные, и государственные) вправе сами определять цены на услуги (но не работы – в законодательстве о культуре речь идет только об услугах).
В связи с этим встречается практика, когда органы местного самоуправления, утверждая упомянутый выше порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений, распространяют его действие и на автономные учреждения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию в городском округе «ЗАТО Сибирский» (Алтайский край)[18].
Чем отличается от других реестровых записей
В отличие от 20-разрядного уникального РЗ, номер реестровой записи контракта на сайте госзакупок, который присваивается каждой закупке или каждому отдельному лоту в заказе, состоит из 36 цифр и формируется автоматически как совокупность классификационных кодов конкретной закупки. Чтобы найти нужный контракт или сведения о нем, в ЕИС необходимо перейти во вкладку «Реестр контрактов» и вбить РЗ искомого документа.
Ни в одном нормативе нет инструкций, где найти уникальный номер реестровой записи муниципального задания в 2021 году: эта кодировка присваивается государственному или муниципальному заданию главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств или учредителем и отображается на титульном листе ГЗ или МЗ. Чтобы проверить номер, достаточно проверить бумажную копию муниципального задания или обратиться к учредителю.
А вот где найти уникальный номер реестровой записи муниципальной услуги — внутри самого задания. Каждой муниципальной услуге соответствует уникальный номер записи по реестру.
О правовом положении федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений
В данной статье автором проведен сравнительно-правовой анализ правового положения государственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений на федеральном уровне. Автором выделены и рассмотрены основные сходства и отличительные черты в их правовом положении. В заключительной части статьи автором предлагается внесение соответствующих дополнений в действующее российское законодательство, регулирующее правовое положение федеральных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, призванных повысить эффективность предоставляемых ими государственных услуг. Ключевые слова: юриспруденция, казенные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения, федеральный бюджет, государственные услуги, реформа, правовое положение, некоммерческие организации, оперативное управление. On the legal status of federal public, budgetary and autonomous institutions Moldovanov Mikhail Mikhailovich — PhD, advisor expert center of Minister of Defence of the Russian Federation. The article includes comparative legal analysis of the position of federal public, budgetary and autonomous institutions at eh federal level.
Государственная услуга и государственная работа: что делать?
«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 1
В статье использованы материалы буклета «Федеральный закон N 83-ФЗ: основные положения, механизмы и инструменты», разработанного Минфином совместно с НИУ «Высшая школа экономики».
Предусмотренный Законом N 83-ФЗ порядок финансирования услуг (работ) бюджетных учреждений ставит во главу финансовых взаимоотношений учреждения с учредителем государственные (муниципальные) услуги (работы). Эти услуги (работы) заказываются у учреждения на нерыночной основе посредством установления государственного (муниципального) задания и оплачиваются по рассчитанной и утвержденной полной стоимости.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Согласно Закону N 83-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения, помимо государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет бюджетных ассигнований из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, вправе осуществлять приносящую доход деятельность.
Дав больше самостоятельности новым государственным (муниципальным) учреждениям, Закон N 83-ФЗ наложил на них большую ответственность по своим обязательствам, регламентировав на законодательном уровне условия оказания государственными (муниципальными) упреждениями платных и бесплатных услуг (работ).
Понятие государственных и муниципальных услуг
Понятие и порядок оказания государственных и муниципальных услуг регламентируется Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный закон принят в 2010 году и призван обеспечивать регулирование всех основных организационных аспектов оказания муниципальных и государственных услуг.
В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона под государственными услугами понимают деятельность органов государственного управления, иных организаций и учреждений, а также органов муниципального управления, ответственных за осуществление делегированных государственных полномочий, по оказанию услуг населению и хозяйствующим субъектам в соответствии их запросами согласно компетенции данных органов.
Муниципальная услуга – это деятельность органов муниципального управления и иных организаций и учреждений, привлеченных к оказанию муниципальных услуг, осуществляемая в соответствии с запросами заявителей в рамках полномочий органов муниципального управления, направленная на решение вопросов, имеющих значение для местного населения.