Лицензия на отходы 1-4 класса опасности в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на отходы 1-4 класса опасности в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.

Региональный оператор по обращению с ТКО

Регоператором может стать только юридическое лицо любой организационно-правовой формы. Оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • Зарегистрировано в РФ;
  • Заниматься деятельностью по обращению с ТКО;
  • Иметь лицензию на работу по сбору, транспортированию, сортировке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Услуги регионального оператора оплачиваются собственниками ТКО. На оператора возлагается ответственность за размещение контейнеров на площадках, сбор и дальнейшую обработку и утилизацию ТКО. Он обеспечивает переработку мусора, вывозя его на законные объекты по обращению с отходами. Также в обязанности единого операторов входит контроль за ликвидацией незаконных свалок.

  1. До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
  2. До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
  3. Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
  4. Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
  5. Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
  6. Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.

Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.

Срок получения лицензии на опасные отходы

Срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии зависит от вида деятельности и количества выбранных циклов:

  • для работ по сбору отходов — не более 20 рабочих дней;
  • для работ по транспортированию отходов — не более 20 рабочих дней;
  • для работ по обработке отходов — не более 25 рабочих дней;
  • для работ по обезвреживанию отходов — не более 30 рабочих дней;
  • для работ по утилизации отходов — не более 30 рабочих дней;
  • для работ по размещению отходов — не более 40 рабочих дней;
  • для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, заявленных одновременно, — не более 45 рабочих дней.
Читайте также:  ДЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Если соискателем лицензии направляется заявление об осуществлении 2 и более видов работ — срок устанавливается по максимальному сроку, определенному для одного из видов заявленных работ.

Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий — не более 30 рабочих дней.

Если проведение выездной оценки при принятии решений о предоставлении лицензии, об отказе в ее предоставлении или о внесении изменений в реестр лицензий не требуется — сроки сокращаются до 15 рабочих дней.

Нарушения лицензионных требований

Любое несоответствие указанным выше требованиям является грубым нарушением лицензионного законодательства. Кроме того, недопустимым является:

  1. допуск к деятельности по обращению с отходами лиц, которые не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности;
  2. использование объекта размещения или обезвреживания отходов I-IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
    • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Отдельные рекомендации заказчикам при формировании документации на закупку строительных работ

В закупочной документации необходимо указывать требование о наличии у участника закупки лицензии, если строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, и в проекте контракта не предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих данной лицензией.

Строительная компания вправе привлекать специализированную организацию для вывоза мусора, данное условие должно быть предусмотрено проектом контракта. При этом в контракте рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет данная специализированная организация.

Контракт может содержать обязанность подрядчика организовать вывоз строительных отходов, а цена контракта может включать компенсацию затрат, которые понесет подрядчик в связи с необходимостью организации сбора и вывоза этого мусора. При этом подрядчик вправе самостоятельно определить, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти строительный мусор самостоятельно при наличии соответствующей лицензии или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.

Какие потребуются документы?

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.

Кроме того, потребуется предоставить следующее:

  • Заявление, оформленное надлежащим образом.
  • Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
  • Дубликаты всех учредительных документов.
  • Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
  • Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
  • Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
  • Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
  • Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
  • Конкретный вид деятельности.
  • Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
  • Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
  • Доказательства уплаты госпошлины.
  • Контакты (номера телефонов, электронная почта).

Общая характеристика твердого бытового мусора

ТБО – категория мусора, которая формируется в жилых и общественных зданиях, как результат деятельности человека.

Основными компонентами подобного утильсырья являются:

  • Картон.
  • Древесина.
  • Отходы пищевого типа.
  • Стекло и пластмасса.

По данным государственной статистики, на одного человека в год приходится около 360 килограммов утильсырья. Такие показатели делают сферу, связанную с вывозом ТБО, одной из самых перспективных на сегодняшний день, что заставляет многих предпринимателей обратить на нее внимание и искать потенциальных клиентов для заключения договоров по транспортировке утильсырья.

Читайте также:  Исполнительский сбор. В каких случаях нужно платить и кто его назначает

Все твердые бытовые отходы можно разделить на две основные группы:

  1. Органические. Этот класс считается наиболее безопасным, так как подобное утильсырье разлагается быстро, не оставляя негативных отпечатков на окружающей среде.
  2. Неорганические. Эта категория опасна преимущественно из — за срока разложения. Некоторые представители неорганической группы могут пролежать в земле несколько столетий. Так, обыкновенное стекло разлагается более 1 000 лет.

Для изучения более подробных классификаций твердых бытовых отходов нужно обратиться в ФККО, где представлено разделение утильсырья в зависимости от размеров, потенциальной опасности для окружающей среды.

Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила

По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.

Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.

Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.

Обязательно ли индивидуальному домовладельцу заключать договор на вывоз мусора?

В отличие от многоквартирных домов отходами индивидуальных домовладений управляют сами жильцы. Это создает как проблемы, так и преимущества.

В многоквартирных жилых домах обязанность собственников жилья оплачивать вывоз своих отходов обеспечивается автоматически, на основании перечня коммунальных услуг. Это регламентируется «Жилищным кодексом». Индивидуальные домовладельцы на федеральном уровне такой обязанностью не обременены.

Заполнить эту правовую брешь должно было региональное законодательство. Однако, в большинстве регионов, если и были подобные законы, они копировали федеральные и не привносили ничего особенного.

Это приводило к тому, что принудить домовладельцев оплачивать вывоз своих отходов, было практически невозможно. С одной стороны, это вызывало переполнение контейнерных площадок для сбора бытового мусора. С другой стороны, плодило и без того обширные незаконные свалки.

Проблема начала решаться в последние годы, когда региональные законы стали обязывать индивидуальных домовладельцев заключать договора на вывоз твердых бытовых отходов (твердых коммунальных отходов).

Так, например, в Московской области жители индивидуальных жилых домов обязаны заключить договор на вывоз мусора. Домовладельцы, не заключившие такой договор, могут быть оштрафованы на 5000 рублей.

Однако история эта показательна. Областные законодатели вводя обязанность по заключению договора, забыли установить наказание за неисполнение этой обязанности в областном административном кодексе. В итоге, до сих пор это положение не заработало в полной мере, т.е. добрая часть домовладельцев по-прежнему не платят за вывоз мусора.

Особенно это касается владельцев домовладений с сезонным проживанием (дачников), ведь доставить им уведомление не так просто (надо знать адрес постоянного проживания, а он не всегда совпадает с адресом прописки).

Нужна ли лицензия на вывоз ТБО

Вывоз ТБО – коммерческая деятельность, для осуществления которой необходимо пройти лицензирование в Росприроднадзоре. Это процедура, в ходе которой компания должна подтвердить компетентность сотрудников и наличие технических средств для безопасного обращения с опасными отходами.

Все отходы в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности. Только соединения V класса практически не представляют угрозы для экологии. К ним относятся материалы естественного происхождения: древесина и гравий без искусственных примесей, керамика, яичная скорлупа, песок, макулатура, остатки пищи. Отходы 1-4 класса представляют для экосистемы опасность разной степени. Если они попадут в грунт, водоемы, атмосферу, то для уничтожения следов их пребывания может потребоваться несколько сотен лет. Примеры опасных отходов:

  • I класс опасности: крезол, ртутные градусники и лампы, дифенильные соединения.
  • II класс опасности: кабель и аккумулятор со свинцом, нефтепродукты, щелочные и кислотные вещества.
  • III класс опасности: цементная пыль, песок с примесью, дизельное и моторное масло, раствор после очистки нефтяной тары.
  • IV класс опасности: несортированный бытовой мусор, перьевые и бумажные остатки, битумные материалы.
Читайте также:  Что делать, если магазин не доставляет мебель и не возвращает деньги?

Лицензия на вывоз ТБО – это документ, который выдает Росприроднадзор, если в компании выполнены требования по квалификационному составу, установлено специальное оборудование и закуплены транспортные средства.

Из-за частых нововведений в законодательстве у многих владельцев компаний до сих пор возникает вопрос: «Нужна ли лицензия на вывоз ТБО?» До 2016 года разрешение на осуществление деятельности не требовалось. Но рост промышленных и бытовых отходов привел к ужесточению законодательных требований в области природопользования. С 2018 года все компании, которые вывозят ТБО, обязаны получить лицензию. После этого на предприятие ложится ответственность по строгому соблюдению законодательных требований. Рассмотрим обязанности лицензированной организации подробнее.

В 2019 году в силу вступил новый закон. Теперь за вывоз и утилизацию мусора отвечают региональные операторы. Это частные компании с лицензией на обращение с отходами.

В каждом субъекте на региональном уровне разрабатывают и утверждают схему обращения с мусором. На ней отмечают места временного накопления и сбора ТБО, откуда его вывозит лицензированная фирма. Например, в городских многоэтажках для этих целей организован мусоропровод и контейнерные площадки.

Закон 2019 года определил новую минимальную периодичность вывоза ТБО:

  • в холодный период года – раз в три дня;
  • в остальные периоды – каждый день.

Требования к заявителю

Первым делом определитесь с формой собственности, потому что в каждом случае он индивидуален: ИП, ООО, ПАО с подходящим налогообложением и банковским счетом. Указывается название фирмы, правоустанавливающие сведения, ЕГРЮЛ. Заявление должно быть подкреплено документами на право собственности и арендными соглашениями.

Камнем преткновения часто становятся взаимодействия с СЭС. Затруднительно получить заключение о том, что техническая база, обслуживающий персонал соответствуют нормативным требованиям. Однако это заключение играет решающую роль для получения лицензии.

Важно! К заявлению прикладывается развернутое описание в соответствии с классом опасности видов отходов. Сотрудничество с партнерами перерабатывающих организаций доказывается заключенными договорами.

Строгие условия предусмотрены по приему сотрудников. Они обязаны пройти обучение, медицинское обследование и получить сертификат на право допуска к работе с вредными веществами.

Платежное поручение на оплату государственной пошлины 7500 рублей. Доставку данного пакета с описанием вложенных приложений поручите почте либо принесите лично в территориальный орган Росприроднадзора. Лицензия на вывоз и утилизацию ТБО действует на всей территории России.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Стоимость услуги лицензирования «под ключ» включает:

  • * предоставление производственной площадки, спец. техники, оборудования и линий транспортировки;
  • * установку спецзнаков на автотранспорт, перевозящий отходы;
  • * получение свидетельств о профессиональной подготовке лиц допущенных к обращению с отходами, таких как водители и рабочие, ответственного за охрану окружающей среды, генерального директора;
  • * разработку программы производственного контроля в том числе:
    • -договор на дератизацию и дезинсекцию;
    • -договор на лабораторно-инструментальные исследования;
    • -протоколы и экспертные заключения по результатам лабораторных исследований;
  • * разработку и согласование экологической документации;
  • * сопровождение при проверке площадки инспектором.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *