Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подростки в колонии: «У нас было слишком много свободного времени»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если названные выше традиции и табу имеют хоть какое-то объяснение, то были на «малолетках» обычаи, которые никакому истолкованию вообще не поддаются. Эти странности можно объяснить только одним: они родились из бессмысленных и жестоких, но детских игр. Чем, кроме игры объяснить такой, например, обычай: вновь прибывший в зону вечером первого дня должен был залезть на решетку и кричать: «Тюрьма, тюрьма, дай погоняло, но не простое, а воровское!». Так новичок и висел на решетке, пока ему не давали прозвище. При этом, нужно было быть начеку, поскольку могли предложить, например, звучное слово «квантус» в качестве клички. По незнанию новичок соглашался, и такстановился носителем клички, означающей палку для прочистки отхожего места. Еще более бессмысленным был такой обычай: если пролетает самолет, нужно было немедленно спрятаться под стол, а в иных колониях, еще и миску одеть на голову, неважно, есть там еще баланда, или уже нет. Самолет становился проблемой и для тех, кто шел по нужде. Если нужда была большая, то в туалете следовало оставаться до тех пор, пока не пролетит другой самолет. Знающие люди делали из бумаги самолетик, запускали его, и это служило разрешением сойти с толчка. Большинство этих обычаем и табу бытовали в колониях в 70-80-е годы. В наше время этикет «малолеток» стал несколько проще.
Про самолеты и погоняла
Что такое воспитательная колония для несовершеннолетних?
По сути, детская воспитательная колония является вариантом исправительной колонии, с режимом, схожим с таковым в учреждениях для взрослых преступников. Но учитывается возраст заключённых и необходимость применения к ним особого подхода, связанного с процессом формирования личности ребёнка. Конкретно, такой подход должен преследовать следующие цели:
- привить привычку сосуществовать с другими людьми мирно;
- научить оценивать себя в сравнении с другими заключёнными;
- дать образование в рамках базовых стандартов и дополнительных занятий по интересам;
- обучить навыкам, с помощью которых можно зарабатывать на жизнь, не нарушая закон;
- приобщить к общественной жизни с помощью творчества и самодеятельности.
Порядок производства в «масть»
Каждому вновь прибывшему устраивают «прописку», с целью выяснить моральные качества и статус человека. Существует правило: никаких приемных испытаний устраивать человеку нельзя, пока ему не разъяснят все нормы поведения и традиции зоны. В зонах-«малолетках» испытания выглядят, по описаниям бывалых «сидельцев», с одной стороны,как ритуал инициации, бытующий в разных примитивных племенах, с другой, как крайне жестокая, но все же — игра. Испытуемому задают вопросы «на смекалку». Например: «Почему Жуков едет на белом коне?». Правильный ответ: «По земле». Его могут заставить прыгнуть с верхнего яруса нар вниз головой, чтобы проверить, насколько он смел. Если он решится на прыжок, то товарищи успеют растянуть одеяло. Имеют огромное значение и сведения о новичке, поступившие «с воли», его «послужной список», так сказать. Если стало известно, что новичок был когда-то «опущен», то ему не поможет самое блестящее прохождение «прописки». Если же в камере оказывается бывалый «блатной», то и прописки не потребуется, почет и уважение обеспечены и так. Впрочем, любому представителю «высших каст» следует держать ухо востро, чтобы не «опустили». «Опущенным» считается отнюдь не только тот, с кем был совершен половой акт, «опустить» могут, плеснув мочой или прикоснувшись к коже половым органом. Кроме того, в разряд «петухов» можно попасть, просто по незнанию сев с ними за один стол, и даже… заштопав себе носки. Опустить может и воспитатель, специально, в порядке наказания, переложив с престижного спального места к «чертям» или «козлам», и еще хуже – к «петухам».
Педофилия не прощается и ничем не оправдывается. В преступном мире мало святого, но дети и мать – понятия неприкосновенные. Что делают с насильниками детей в тюрьме? Их убивают и на «красной», и на «черной» зонах. По понятиям, такие люди не должны выйти из места заключения. Их не «петушат» и не «опускают»: если вина доказана, им не жить.
По закону, насильников и маньяков должны держать в изолированном заключении. Но и руководители зон и «блатные» в любом случае найдут способ избавиться от ненужного элемента. «Убрать» можно «случайно» при транспортировке, обосновывая это как вынужденную меру при попытке к бегству. А на месте отсидки может произойти «несчастный случай».
Но если вину маньяка или насильника доказывает суд и статьи достаточно для смертного приговора среди сокамерников, то педофилию нужно еще доказать или опровергнуть.
О семантическом сдвиге между языками
Давайте попробуем себе представить, что у нас есть две страны. Попробуйте представить себе это вне политического контекста. Только внутри языкового.
Условная страна А, говорит на «аском» языке. Страна б, говорит на языке «бский».
Язык страны а,пусть будет русским. В нашем понимании. В языке а слово жопа, несет современное лексическое значение. А в языке б это стол. Или вообще аналог слова «если».
И вот, представьте. Гражданин страны А, приезжает в страну б. А там, во вроде бы родственном языке, ругаются через слово. При том, что это последствия семантического сдвига. Языки отделились друг от друга давно. Начали отдаляться и понятия со значениями.
Такие сдвиги можно наблюдать в современной европе. Где всерьёз существуют диалекты, разговоры на которых соседям покажутся постоянной бранью.
А можно сравнить русский язык, сербский и болгарский. Сравним сербский с русским. Вы решили приехать в Белград. И зашли в ресторан.
Видите, что вокруг все курят. Решаете тоже закурить, но не находите зажигалку. Просите у официанта спички. А он смеётся и не несет ничего. Вокруг местные сербы тоже начинают посмеиваться. Нет, это не сдвиг. Это созвучие.
Пичка на сербском это то, откуда появляются дети. А вы просите это еще и во множественном числе. В ресторане.
Вы поели, ушли в гостиницу. Разболелся желудок. Явно отравились чем-то из кафе. Идёте писать гневный отзыв на заведение. Пишете: ужасный ресторан, после съеденного начался понос.
Слово понос в сербском, является аналогом термина гордость. Так что едва ли серб, не знающий русского, поймёт что у вас началось. И почему вы испытываете гордость. Поставив всего одну звезду данному заведению.
Это и есть семантический сдвиг. У сербов это сочетание букв означает гордость. А у нас кишечное расстройство. Этот пример был важен для иллюстрации семантического сдвига.
Семантический сдвиг внутри языка
Если современной женщине скажут, что она молодуха. Что она подумает? Возможно, сочтёт за комплимент.
Но кто на Руси считался молодухой? Это женщина, которая родила мальчика. В первый раз. К вопросу о семантическом сдвиге. Сегодня баба это грубое название женщины. Или просторечное название женщины у крестьян.
Но кто раньше считался бабой? Баба это первороженница. У которой родилась девочка. Первый ребенок. Вот так.
Далее следует псевдолингвистическая теория. Которая указывает на славянское язычество. А также чуть ли не на древних ариев и т.п. Обойдем эту историю стороной, так как отсюда очень быстро можно перейти в контекст сугубо политический. А, если вспомнить, что у националистов стало популярно язычество именно в 10х годах, то рассуждения на эту тему может зайти еще дальше.
Не мешай играть – убью?
Начальник колонии отмечает одну страшную тенденцию: всё чаще преступления становятся бессмысленными, лишёнными логики.
«Я стараюсь видеть не статью, а человека. Но с одним парнем я долго не мог работать, – рассказывает Ивлев. – Жил он в благополучной семье. И убил свою младшую сестру, которой было всего 8 лет. Она мешала ему в компьютер играть».
Немного помолчав, Владимир Иванович признаётся, что сам мальчишкой тоже дрался страшно. Поэтому хорошо понимает многих ребят.
«Мне директор школы в 10 классе сказала: «Ивлев, тебе сидеть в тюрьме!», – рассказывает он. – Вот тогда я испугался за маму и бабушку. Неужели они воспитали преступника? Да и отца я ой как боялся! А у пацанов наших одна беда на всех – у большинства нормальных отцов не было, эдаких образцов для подражания. Вот и выросли оболтусы, воспитанные то ли улицей, то ли мамами-бабушками».
Особенности преступлений, которые совершают дети
Если рассмотреть все преступления, которые чаще всего совершаются малолетними преступниками, то их можно подразделить на несколько групп:
- Противоправные действия, направленные против человеческой личности. К этой категории можно отнести: убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью. К счастью, за такие преступления подростки попадают в колонию реже всего.
- Преступления против собственности. Сюда можно отнести: мошенничество, кражи, разбойные нападения, повреждение чужого имущества. Вот эти преступления чаще всего совершаются несовершеннолетними.
- Правонарушения, которые направлены против населения и безопасности общества. Это оборот наркотических средств, ношение и хранение оружия, взрывчатых веществ. Около 10-12% подростков оказываются вовлеченными в такие преступления.
Можно еще назвать некоторые преступления, которые не подходят ни к одной группе, например, подделка ценных бумаг, бандитизм, убийство своих новорожденных малышей.
Среди всех осужденных несовершеннолетних каждый пятый уже осуществлял правонарушения. И вот что интересно: чем тяжелее и опаснее первое преступление, тем больше вероятность, что подросток совершит его снова.
Направленность работы сотрудников
Воспитательная работа — комплекс специальных мер, применяемых к осужденным несовершеннолетним для того, чтобы отношение подростка к внешнему миру, самому себе, а также положительно повлиять на его будущую судьбу.
Работа направлена на получение подростком эстетических, нравственных, трудовых навыков, а также получение физического воспитания.
Колония предоставляет возможность несовершеннолетним заключенным получить определенную профессию в своих стенах, которая поможет освоиться и прокормить себя после освобождения.
Среди оступившихся подростков есть представители из семей, именуемых неблагополучными, в которых никогда прививались семейные и моральные ценности. Поэтому, проведение с несовершеннолетними нарушителями персональных бесед на такие темы помогает показать подростку другую сторону жизни.
Саша, 18 лет, Подмосковье
Я попал в колонию по 228 статье – «Наркотики». Мой срок 3 года и 6 месяцев. Вообще, можно сказать, что я – просто наркоман, хотя зависимости у меня нет. Я недолго принимал вещества.
Началось всё с гашиша. Покурил один раз, два. Помню первый раз – мы пошли в парк Лосиный остров и там курили. Было очень смешно, мы долго веселились. А потом постепенно перешел на амфетамин. Его нюхают обычно, но можно и просто завернуть в туалетную бумагу и проглотить. 1 грамм амфетамина стоит около 1000 рублей.
Всю информацию о товаре я получал от друзей. Я знал всего одну точку для продажи. Покупал для себя, но иногда просили купить и для кого-то. Тебе звонит друг и говорит, что надо купить. Ты идешь и берешь, а потом передаешь заказчику. Так я шел однажды с другом, а за нами была слежка. И когда передавал наркотик, нас и задержали. По этой статье не бывает условных сроков. Нанимать частного адвоката было бесполезно.
Я понимаю, что совершал зло. Амфетамин всё-таки убивает людей. И выходит, что я тоже их по чуть-чуть убивал. Срок считаю нормальным, хотя тут тяжело находиться. Но меньше нельзя – не сможешь осознать до конца, как ты вредил обществу. Года точно мало. Надо больше.
Когда я выйду, сразу пойду учиться. Мне надо еще среднее образование получить. Нравится предмет «металлообработка». Буду что-то в этой сфере искать. Хочу много работать, чтобы не было свободного времени совсем, чтобы больше не оступиться.
Дома меня ждет мама, она бухгалтер. Мы с ней вдвоем жили. Она мне всегда давала деньги, возможно, это меня и сгубило. Было очень много свободного времени.
Я срок тут мотаю не один, мама со мной отбывает. В том смысле, что для нее это такое испытание. У меня тут всё хорошо, но это всё-таки неволя. Поэтому хочу извиниться перед мамой за это. А еще предупредить тех, кто сейчас занимается наркотиками: «Пацаны, всех возьмут, лучше бросить!» Мне казалось, что будет всегда всё просто и легко.
Могут ли посадить в тюрьму несовершеннолетних
Подростки — граждане с еще не сформировавшейся психикой, они с легкостью могут попасть под дурное влияние и нарушить закон. Их можно обмануть и увлечь в преступный бизнес. С учетом того, что дети не всегда понимают и осознают свои действия, государство дает им возможность исправиться в специальном учреждении, а не в тюрьме.
Несовершеннолетними, на которых возлагается уголовная ответственность за совершенное преступление, закон считает лиц в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 87 УК РФ). Их могут судить и назначить штраф, исправительные работы, которые они могут выполнять без ущерба для здоровья. То, что подросток не работает, не дает ему права не платить штраф — это делают его родители (ст. № 88 УК РФ).
Что касается лишения свободы, то несовершеннолетним назначают не больше 6 лет, а если преступление особо тяжкое — то не больше 10. Суд руководствуется принципом, что максимальное наказание за такие преступления, совершенные взрослыми, для малолетних уменьшаются вдвое. Так, если взрослому назначили бы 20 лет за жестокое убийство, то подростку присудят 10 лет и не посадят в тюрьму.
Сажают ли подростков в тюрьму за убийство?
Государство старается относиться к малолетним лояльно, дает им возможность исправиться, а не сажает. Так, если подросток совершил, например, кражу или другое не особо тяжкое преступное деяние и осужден впервые, его не отправят в колонию. Ограничение свободы не может быть назначено более чем на 2 года. Вынося приговор каждому несовершеннолетнему, суд учитывает условия жизни, характер, его психические особенности, влияние взрослых.
Согласно статье 20 УК, уголовной ответственности подлежит гражданин страны, которому исполнилось 16 лет на момент совершения противоправного действия. Однако возраст, с которого привлекаются за серьезные деяния — это 14 лет. В число таких преступлений закон включает:
Статья УК перечисляет 26 статей, применяемых к нарушителям закона за тяжкие преступления. Эти дети привлекаются к уголовной ответственности и ограждаются от общества. Если ребенку меньше 14 лет, его помещают в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 78 УК РФ), а не сажают в тюрьму. Его не привлекают к ответственности — считается, что он еще не осознает совершенного преступления.
Как устроен быт воспитательных колоний?
Прибыв в колонию, осужденный отправляется на 15-дневный карантин. Это нужно для того, чтобы убедиться: новичок не болен инфекционными заболеваниями. За это время сотрудники ВК изучают личность, характер, образовательный уровень заключенного, разъясняют правила колонии. Потом решают вопрос, в какой из отрядов его отправить. Каждый отряд живет в общежитии, где есть, помимо спален, комната для приема пищи в свободное время, а также помещение, где подростки могут проводить досуг.
Каждый воспитанник носит форменную одежду с нашивкой, где указано его имя, год рождения и статья, по которой он осужден. Воспитанники могут передвигаться по территории колонии без конвоя, но только строем. Так, поотрядно, они ходят на учебу – в школу или профессиональное училище, на работу, в столовую, в клуб. Как правило, на территории колонии есть спортзал и спортплощадки на открытом воздухе, а также магазин. В некоторых колониях построены православные храмы.
Однообразный быт ВК скрашивают свидания с родственниками, просмотр кинофильмов в клубе (раз в неделю и по праздникам), спортивные соревнования и поездки на волю ― в музеи, на каток, на футбол.
За плохое поведение можно попасть в ДИЗО – дисциплинарный изолятор: фактически, запираемые камеры.
Про самолеты и погоняла
Если названные выше традиции и табу имеют хоть какое-то объяснение, то были на «малолетках» обычаи, которые никакому истолкованию вообще не поддаются. Эти странности можно объяснить только одним: они родились из бессмысленных и жестоких, но детских игр. Чем, кроме игры объяснить такой, например, обычай: вновь прибывший в зону вечером первого дня должен был залезть на решетку и кричать: «Тюрьма, тюрьма, дай погоняло, но не простое, а воровское!». Так новичок и висел на решетке, пока ему не давали прозвище. При этом, нужно было быть начеку, поскольку могли предложить, например, звучное слово «квантус» в качестве клички. По незнанию новичок соглашался, и такстановился носителем клички, означающей палку для прочистки отхожего места. Еще более бессмысленным был такой обычай: если пролетает самолет, нужно было немедленно спрятаться под стол, а в иных колониях, еще и миску одеть на голову, неважно, есть там еще баланда, или уже нет. Самолет становился проблемой и для тех, кто шел по нужде. Если нужда была большая, то в туалете следовало оставаться до тех пор, пока не пролетит другой самолет. Знающие люди делали из бумаги самолетик, запускали его, и это служило разрешением сойти с толчка. Большинство этих обычаем и табу бытовали в колониях в 70-80-е годы. В наше время этикет «малолеток» стал несколько проще.
Список колоний несовершеннолетних
Сегодня в России функционирует 24 воспитательных колонии для несовершеннолетних. Из них только 2 содержат в своих стенах девочек-преступниц.
Подробно территориальный перечень колоний представлен следующим образом:
- Две колонии в Московской области;
- Две колонии в Алтайском крае;
- В Краснодарском, Красноярском и Приморском крае по одной колонии;
- Колония для несовершеннолетних девочек находится в Белгородской области;
- В Ростовской, Самарской, Рязанской, Воронежской и Волгоградской областях находятся колонии для мальчиков;
- В Орловской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Нижегородской областях также есть детские колонии.
По данным 2020 года в колониях для несовершеннолетних содержится около 1700 человек. При этом большая часть из них содержится в обычных или облегченных условиях, что свидетельствует о том, что подростки активно встают на путь исправления.
На вид милые создания, находящиеся в заточении, не такие уж и безобидные. Преступления, которые они совершили, порой намного превосходят ту жестокость, которую творят взрослые преступники.
К примеру, одна из заключенных Рязанской колонии для девочек Оля, в 15 летнем возрасте убила бабушку-соседку с целью обокрасть ее жилище. На суде она поведала, что ее брату срочно требовались наркотики, а денег их приобрести не было, и чтобы облегчить ему участь от начавшейся «ломки», она и пошла на преступление.
Еще одна девочка-подросток из Екатеринбурга убила вместе с подругами маленькую девочку, затащив ее в подвал. Там у убитой забрали ключи от квартиры, которую в дальнейшем обокрали. Ее история похожа на историю другой девочки Вали, которая ради потехи затащила вместе с подружкой маленького ребенка (девочку) в свою квартиру, и начала душить. Спасти ребенка удалось лишь благодаря матери, которая подняла тревогу, когда потеряла малышку. Чудом мать смогла вычислить ту квартиру, и колотила в дверь, крича, чтобы ее пустили, а девочки через дверь отвечали, что у них никого нет. Маленькой жертве повезло, что квартира была с деревянной дверью, и женщина сумела выбить ее, таким образом остановив расправу над ее маленькой дочкой.