Обзор планируемых изменений в Инструкции № 191н

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор планируемых изменений в Инструкции № 191н». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчёт, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчётности.

Состав бухгалтерской отчетности

В состав бухгалтерской отчетности включены следующие формы:

  • Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);
  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).

Порядок формирования новых форм отчетности отражен в Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Все перечисленные выше формы составляют годовую отчетность. В состав квартальной отчетности включаются:

  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738) составляется и представляется по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом).

Соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления.

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)

Справка составляется раздельно по видам финансового обеспечения:

  • собственные доходы учреждения (код вида 2);
  • субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида 4);
  • субсидии на иные цели (код вида 5);
  • бюджетные инвестиции (код вида 6);
  • средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида 7).

Справка формируется головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированных форм бухгалтерской отчетности. Она составляется нарастающим итогом с начала финансового года и представляется на следующие отчетные даты:

  • на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года — в части определения взаимосвязанных показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части некассовых операций по исполнению плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы доходов и расходов) учреждения;
  • на 1 января года, следующего за отчетным, — по денежным и неденежным расчетам;
  • на иную отчетную дату, установленную головным учреждением, учредителем.

Справка формируется на основании данных, отраженных на следующих счетах:

  • 030404000 «Внутриведомственные расчеты» для консолидации внутренних расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями;
  • 040120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и счета 040110180 «Прочие доходы» для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между головным учреждением и ему подведомственными обособленными подразделениями (филиалами), имеющими статус юридического лица, в том числе по централизованным закупкам, централизации и распределению денежных средств.

Справка составляется раздельно по каждому коду перечисленных счетов.

Порядок заполнения справки показан в табл. 7, 8, 9.

Плановая инвентаризация

Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.

Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.

Этапы инвентаризации:

  • создается инвентаризационная комиссия
  • получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств
  • у материально ответственных лиц берутся расписки
  • готовятся инвентаризационные описи (акты)
  • проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств
  • результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются
  • результаты инвентаризации отражаются в учёте
Читайте также:  Как индивидуальному предпринимателю получить декретные выплаты

Порядок заполнения промежуточной бухгалтерской отчетности

В бухгалтерском балансе отражаются данные по состоянию на конкретную отчетную дату (как правило, последний день выбранного отчетного периода). Например, на 31 января, на 28 (29) февраля и т.д.

При этом руководство компании должно решить, будут ли приводиться в балансе данные за прошлый и позапрошлый годы и если да, то в каком виде.

Показатель строки 1370 промежуточного баланса определяется как сумма остатков по счетам 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 99 «Прибыли и убытки» на отчетную дату.

Промежуточный отчет о финансовых результатах содержит данные об оборотах за конкретный отчетный период (например, за 1 квартал или за полугодие).

Строка 2410 «Текущий налог на прибыль» заполняется по данным декларации по налогу на прибыль за последний отчетный период.

Срок сдачи отчётности в ФСС в 2022 году

Вид отчётности Период представления Срок представления
Расчет 4-ФСС на бумаге За 2021 год Не позднее 20.01.2022
За I квартал 2022 года Не позднее 20.04.2022
За I полугодие 2022 года Не позднее 20.07.2022
За 9 месяцев 2022 года Не позднее 20.10.2022
За 2022 год Не позднее 20.01.2023
Расчет 4-ФСС в электронном виде За 2021 год Не позднее 25.01.2022
За I квартал 2022 года Не позднее 25.04.2022
За I полугодие 2022 года Не позднее 25.07.2022
За 9 месяцев 2022 года Не позднее 25.10.2022
За 2022 год Не позднее 25.01.2023
Подтверждение основного вида деятельности За 2021 год Не позднее 15.04.2022
За 2022 год Не позднее 17.04.2023

Новое в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

Минфин России разработал проект приказа о внесении изменений в Инструкцию № 33н.

Рассмотрим ряд запланированных изменений, которые в случае их утверждения отразятся на порядке составления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности за 2012 г.С чем связаны изменения Изменения в Инструкцию № 33н можно разделить на два блока:

  • Дополнение форм Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), Разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830) новыми строками с целью отражения остатков по расчетам с учредителем в отношении движения особо ценного движимого и недвижимого имущества учреждения (далее — ОЦИ).
  • Доработка форм Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725), Справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710), Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) в связи с предполагаемым использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

Отражение расчетов с учредителем в части ОЦИБаланс (ф. 0503730). В формы Баланса (ф.

0503730) и Разделительного (ликвидационного) баланса (ф. 0503830) согласно проекту приказа включаются дополнительные строки:

  1. 337 «Показатель уменьшения балансовой стоимости ОЦИ*» -показатель изменения балансовой стоимости ОЦИ, равный размеру амортизационных отчислений ОЦИ. Показатель отражается со знаком плюс;
  2. 338 «Чистая стоимость ОЦИ» — сумма строк 336, 337;
  3. 6231 «Финансовый результат по начисленной амортизации ОЦИ» — размер амортизационных отчислений ОЦИ. Показатель отражается со знаком плюс.

В строке 336 «Расчеты с учредителем (0 210 06 000)*», как и ранее, показывается остаток по данному счету. Однако в случае утверждения изменений в Инструкцию № 33н, начиная с отчетности за 2012 г., в этой строке будет отражаться балансовая стоимость ОЦИ.

В валюту баланса включаются только данные по строке 338 «Чистая стоимость ОЦИ». При проверке правильности заполнения форм Баланса (ф.

0503730) и Разделительного (ликвидационного) баланса (0503830) нужно будет учитывать следующие внутриформенные соотношения:

  1. строка 336 «Расчеты с учредителем (0 210 06 000)*» = строка 011 «Недвижимое имущество учреждения (010110000)» + строка 012 «Особо ценное движимое имущество учреждения (010120000)»;
  2. строка 337 «Показатель уменьшения балансовой стоимости ОЦИ*» = строка 021 «Амортизация недвижимого имущества учреждения (010410000)» + строка 022 «Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения (010420000)»;
  3. строка 338 «Чистая стоимость ОЦИ» = строка 031 «Недвижимое имущество учреждения (остаточная стоимость)» + строка 032 «Особо ценное движимое имущество учреждения (остаточная стоимость)».

Отчет (ф. 0503721). Поскольку показатели Баланса (ф.

0503730) находятся в тесной увязке с показателями Отчета (ф.

0503721), для отражения движения ОЦИ внесены изменения в описание этой формы.

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)

Справка формируется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2).

Читайте также:  Какие денежные выплаты и компенсации положены чернобыльцам

Показатели, сформированные по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в рамках бюджетной и приносящей доход деятельности (разд. 1) указываются в справке до проведения заключительных операций (графы 2 — 5) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года (графы 6 — 13).

В форму справки изменений не внесено.

Для чего нужна промежуточная отчетность

Отчеты и документация могут быть подготовлены за любой период для разрешения спорных ситуаций или проверки достоверности данных бухгалтерского учета.

Отчеты помогут руководству составить бизнес-планы, учредители выяснят результаты деятельности компании, а финансовые учреждения оценят экономическую стабильность предприятия.

Более того, составление промежуточной документации поможет определить стоимость доли участников и станет весомым аргументом при оценке эффективности управления назначенного руководителя, если учредители приняли решение выйти из фирмы. Потребовать промежуточные отчеты могут и контрагенты, инвесторы или банки, которые заинтересованы в сотрудничестве.

Очень часто договор между поставщиками и покупателями имеет пункт, в котором говорится об обязанностях руководителя предоставлять бухгалтерский баланс, чтобы требующая сторона убедилась в финансовой стабильности и платежеспособности компании.

Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.

Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.

Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.

Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.

При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.

Новые федеральные стандарты бухучета

С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.

Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.

Коды строк отчетности

Они шифруют всю информацию по организации. Проставляются непосредственно в самих таблицах отчетов. В приложении №4 к Приказу №66-н каждый код привязан к отдельной форме отчета.

При общей системе бухгалтерской отчетности компании заполняют 6 форм, и соответственно, применяют 6 видов кодификации:

  • бухгалтерский баланс. Код строк имеет вид 1ХХХ;
  • отчет о финансовых результатах: 2ХХХ;
  • отчет об изменениях капитала: 3ХХХ;
  • отчет о движении денежных средств: 4ХХХ;
  • приложение к бухгалтерскому балансу 5ХХХ;
  • отчет о целевом использовании средств 6ХХХ.

Инвентаризация и сверка объектов недвижимого имущества

ü проведение выверки имеющихся правоустанавливающих документов на каждый объект недвижимого имущества, в т.ч. земельные участки, с данными бюджетного учета и с данными ЕГРН

ü проведение выверки на каждый объект недвижимого имущества, учитываемый в составе основных средств, с данными бюджетного учета и с данными реестра федерального имущества

Читайте также:  Льготы на ЖКХ для пенсионеров: какие бывают и как оформить

ü направление запросов для получения соответствующей информации, в том числе выписки из ЕГРН на 01.01.2023, подтверждающей кадастровую стоимость земельных участков, в сроки, обеспечивающие её получение до даты формирования отчетности субъектом учета

Отчетность государственных организаций

Составление и представление главными администраторами (распорядителями, получателями) средств федерального бюджета, федеральными государственными бюджетными, автономными учреждениями (далее — учреждения) месячной и квартальной бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями:

Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н;

Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н;

Инструкции о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н,

а также с учетом критериев раскрытия информации в бюджетной (бухгалтерской) отчетности согласно приложению к настоящему письму.

Представление консолидированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности главными администраторами средств федерального бюджета осуществляется не позднее сроков, установленных приказом Федерального казначейства от 30.11.2020 N 36н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2021 году».

Главными администраторами средств федерального бюджета, которым в 2021 году выделялись средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации (или осуществлялось использование средств фонда, выделенных в предыдущие периоды) представляется информация об использовании средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 04.02.2021 N 12н года по состоянию на 01.04.2021, 01.07.2021, 01.10.2021 в период с 20 по 26 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Обращаем внимание, что в части сведений, не составляющих государственную тайну, Федеральным казначейством в ПУИО ГИИС «Электронный бюджет» осуществляется предварительное заполнение отдельных показателей указанных отчетов.

В целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета о ходе исполнения бюджета, в том числе о принимаемых обязательствах, а также об объемах дебиторской и кредиторской задолженности, при установлении сроков предоставления отчетности подведомственными получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями, главным администраторам средств бюджета следует учитывать сроки предоставления контрагентами первичных учетных документов, являющихся основанием для отражения в учете операций по принятым денежным обязательствам и кредиторской задолженности, сложившиеся в рамках обычаев делового оборота.

Обращаем внимание, что раскрытие данных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется по действующей бюджетной классификации с учетом порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н, кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2020 N 99н, а также правил применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н.

Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, представляют отдельную Пояснительную записку (ф. 0503160), Пояснительную записку к балансу учреждения (ф. 0503760), в которой указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации И.А. Окладникова

Какие формы бухгалтерской отчетности в налоговую сдают бюджетные учреждения

Обязанность вести бухгалтерский учет возложена на все экономические субъекты страны (п. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Положения этого закона распространяются и на бюджетные организации (п. 2 ст. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Бухгалтерский учет у государственных учреждений отличается от учета в коммерческих компаниях: принципы и основополагающие постулаты учета неизменны, а вот методы и инструменты имеют особенности.

Подробнее об организации бухучета в бюджетных организациях читайте в материале «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *