Назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.

Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.

В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.

Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.

Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.

Задачи курсовой работы:

. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;

. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;

. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;

. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;

. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.

Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.

В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.

При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;

.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4920.

3.Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014 г.);

4.Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 5 июня (N 100).

5.Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 44 (ред. от 19.02.2013) «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. — 2003. — 20 августа (N 164).

6.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — М.: Деловой двор, 2011. — 520 с.

7.Роик В. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 120 с.

.Захарова Н., Горшков А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2014

8.Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. — М.: Омега-Л, 2010. — 197 с.

9.Минаева Л., Беликова Т. Пенсии: расчет и порядок оформления. — Спб., 2013. — 177 с.

10.Юсупов В.Г. Справочник кадровика: оформление пенсии // СПС КонсультантПлюс. 2014.

11.Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР в зависимости от вида оформляемой пенсии //

12.Петров А.Н. Пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. — 232 с.

13.Федосеенко Р. Г. Правила обращения за пенсией // Справочник кадровика. — 2012. — № 7.

Понятие и виды государственных пенсий

Законом о государственном пенсионном обеспечении в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения права на пенсию по государственному обеспечению и порядок ее назначения, круг лиц, имеющих право на их получение, виды пенсий, их финансирование за счет средств федерального бюджета; условия и нормы пенсионного обеспечения охватываемых категорий граждан, установленных законодательством РФ. Данный Федеральный закон фактически является кодифицирующим законодательным актом, объединяющим в себе нормы о пенсионном обеспечении, содержащиеся в различных законах и иных нормативных правовых актах.

Право на государственную пенсию возникает в связи с:

  • — длительным выполнением государственной службы различных видов в системе органов государственной власти;
  • — наличием у отдельных категорий граждан, боевых и иных особых заслуг перед государством;
  • — необходимостью компенсации вреда, нанесенного здоровью лицам в результате радиационных аварий и техногенных катастроф;
  • — потребностью предоставления материальной помощи гражданам, не приобретшим права на трудовую пенсию.
Читайте также:  Сумма накоплений на именном счёте участника НИС

Виды пенсии по государственному обеспечению

Согласно статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, гражданам назначают следующие виды пенсий:

  1. пенсия за выслугу лет – назначается государственным служащим, военнослужащим, работникам из числа космонавтов и летно-испытательного состава;
  2. пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ и гражданам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф и из числа космонавтов;
  3. пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных катастроф;
  4. пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семьи, в случае смерти военнослужащего, гражданина, пострадавшего вследствие техногенных или радиационных катастроф и гражданина из числа космонавта;
  5. социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.

Размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Размер пенсий устанавливают статьи 14-18 Закона о государственном пенсионном обеспечении:

  • Статья 14 Закона фиксирует размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих — 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности);
  • Статья 15 Закона устанавливает размеры пенсии военнослужащих и членов их семей — определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом, пенсия по инвалидности военнослужащим, которые проходили службу в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причин наступления инвалидности:
  1. если инвалидность наступила вследствие военной травмы: инвалидам I группы — 300 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 250 процентов; инвалидам III группы — 175 процентов;
  2. если инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период службы: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов.
  • Статья 16 Закона фиксирует размеры пенсий участникам ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»:
  1. пенсия по инвалидности участником ВОВ составляет: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов;
  2. пенсия граждан, награжденных знаком блокадного Ленинграда, составляет: инвалидам I группы — 200 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 150 процентов; инвалидам III группы — 100 процентов.
  • Статья 17 Закона регламентирует размеры пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей:
  1. гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или заболевания связанных с радиационным воздействиям в результате катастрофы ЧАЭС или с работами по ликвидации последствий катастрофы размер пенсии составляет – 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек);
  2. гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения — 200 процентов;
  3. гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС или другой радиационной катастрофе: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (10 068 рублей 53 копейки); инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам III группы — в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии и 125 процентами размера указанной пенсии;
  4. пенсию по утере кормильца назначают: детям, потерявшим обоих родителей — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); другим нетрудоспособным членам умершего кормильца — 125 процентов размера социальной пенсии.
  • Статьи 17.1 и 17.2 устанавливают размеры пенсии для граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
  • Статья 18 Закона регламентирует размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан в следующих размерах:
  1. гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (исключения инвалиды детства), гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет, несовершеннолетним и старше (обучающихся на очной форме), потерявшим одного из родителей — 5 034 рубля 25 копеек в месяц;
  2. инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 12 082 рубля 6 копеек в месяц;
  3. инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, несовершеннолетним и старше (обучающимся на очной форме), потерявшим обоих родителей — 10 068 рублей 53 копейки в месяц;
  4. инвалидам III группы — 4 279 рублей 14 копеек в месяц.

Что написано в законе?

Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации получил последние изменения в 2022 году. Общее положение закона следующее:

  • пенсия по гос. обеспечению полностью контролируется в соответствии с ФЗ (назначение, выплата);
  • компенсации установленным категориям граждан могут производиться в соответствии с другими ФЗ, используя средства федерального бюджета;
  • при возникновении конфликта между условиями междугородного договора и действующим ФЗ, приоритет отдается первому варианту;
  • в закон могут вноситься правки, которые ежегодно рассматриваются и одобряются в Госдуме.

Понятие и виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Читайте также:  Как работают судебные приставы в 2023 году: обзор и советы

Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет – федеральным государственным служащим и военнослужащим;
  • пенсия по старости – гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам.

Нормативное регулирование

Существует несколько нормативных актов, содержащих сведения о правилах назначения пенсий и пособий россиянам. К этим документам относится:

  1. Конституция РФ. На основании ст. 39 каждый россиянин на основании возраста имеет право на социальное обеспечение. Оно может назначаться при ухудшении состояния здоровья или оформлении инвалидности, а также потере кормильца. Соответствующие пособия назначаются женщинам, родившим детей. Все пенсии и пособия от государства регулируются законами. При этом поощряется добровольное соцстрахование и формирование дополнительного обеспечения.
  2. ФЗ №166. Этот нормативный акт содержит информацию обо всех разновидностях государственных пенсий, а также устанавливает категории получателей пособий. Приводятся основные условия для назначения выплат, а также порядок их оформления.
  3. ФЗ №165. Он включает данные относительно обязательного пенсионного страхования на территории России. Данные требования законодательства должны учитываться и исполняться всеми предпринимателями, официально оформляющими на работу граждан.
  4. ФЗ №4468-1. Он предназначен для определения пенсии военнослужащих, сотрудников пожарной инспекции, ОВД или других аналогичных ведомств. Лица, трудящиеся в этих организациях, имеют право на специальные послабления и льготы при оформлении государственных пенсий.

Дополнительные сведения содержатся в более мелких нормативных актах. Некоторые корректировки вносятся местными властями, но они не должны противоречить требованиями федеральных законов.

Кому предлагается пенсия по старости

Она выдается только гражданам, которые официально проработали достаточное количество времени, чтобы набрать нужный стаж и число баллов. В 2021 году для этого требуется 11 лет стажа и 18,6 баллов.

Так как в 2021 году была проведена масштабная пенсионная реформа, то постепенно вышеуказанные значения повышаются. Поэтому к 2025 году потребуется 15 лет стажа и 30 баллов. Если не удастся достигнуть этих показателей, то человек получает социальную выплату, размер которой не превышает прожиточного минимума.

Пенсия по старости оформляется в заявительной форме, а также каждый гражданин имеет возможность проверять свои баллы в личном кабинете на сайте ПФ. Здесь же допускается подавать заявления на перерасчет, получать выписки или совершать другие действия без необходимости посещения отделения учреждения.

На основании ФЗ №166 право на пенсии имеется не только у россиян, но и у иностранцев, постоянно проживающих в России и уплачивающих нужные взносы. Социальное пособие выплачивается только иностранцам, которые обладают какими-либо заслугами перед РФ. Размер выплаты от государства намного выше обычной страховой пенсии, так как она компенсирует потерю потенциального дохода, который мог бы получать человек, если бы не потерял трудоспособность или кормильца.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Понятие пенсии по старости

Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.

Читайте также:  Как посмотреть исполнительный лист от судебных приставов
Замечание 1

Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.

Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.

Замечание 2

В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.

Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.

Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.

Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.

Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.

Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.

Замечание 3

Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).

Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.

В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.

Замечание 4

Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.

Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.

Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.

Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.

Государственная пенсия по потере кормильца

Субсидия по потере кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи в случае кончины военнослужащего, космонавта, а также пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Эта помощь выдается каждый месяц до тех пор, пока человек, которому это пособие полагается, является нетрудоспособным, либо на постоянной основе. Назначается с 1 числа месяца обращения.

Выплачиваются данные пенсии семьям, потерявшим кормильца. Рассмотрим условия выплат:

  • при смерти военного во время службы или в течение 3 месяцев после увольнения;
  • при смерти военного, наступившая после 3 месяцев от даты увольнения, из-за ранения или заболевания, возникшего во время службы;
  • люди, пострадавшие от лучевой болезни или других болезней из-за облучения при катастрофе и ликвидации ЧАЭС;
  • люди, получившие инвалидность из-за катастрофы на ЧАЭС;
  • ликвидаторы после катастрофы на ЧАЭС;
  • пострадавшие от других радиационных катастроф, кроме чернобыльской. В этом случае условия получения регламентируются локальными актами;
  • гибель космонавтов со званием «Летчик космонавт СССР» и «Летчик космонавт Российской Федерации» или кандидатов в космонавты во время работы.

Если кормилец умер из-за военного ранения, нетрудоспособному члену семьи полагается выплата в размере 200% соц. пенсии; если из-за приобретенного заболевания во время службы, то размер выплат – 150%.

При потере кормильца, имевшего отношение к катастрофе на ЧАЭС, детям полагается субсидия 250% соц. пенсии, а другим нетрудоспособным в семье — 125% на каждого.

При смерти космонавта или кандидата в космонавты выплачивается 40% от его заработка на каждого нетрудоспособного в семье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *