Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разработка плана ЭР зависит от типа организации. К примеру, план расходов фирмы ЖД формируется на основании плана перевозок, плана труда и пользования подвижным составом. Цель планирования – обеспечение текущей деятельности нужной суммой денежных средств. Если план будет составлен неправильно, средства могут не вовремя закончиться. Из-за этого деятельность компании будет приостановлена. Фирма потеряет прибыль. Планирование выполняется по статьям затрат. В рамках мероприятия учитываются различные нормативы и лимиты.

Приведённые в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общей сумме эксплуатационных расходов железных дорог занимают затраты на оплату труда и амортизацию основных средств.

Таблица 2. Структура эксплуатационных расходов и расходов промышленности по элементам затрат [18, с. 68]

Элементы затрат

Доля в общей сумме расходов, %

железные дороги

промышленность

Затраты на оплату труда

28,9

12,5

Отчисления на социальные нужды

8,34

3,7

Материальные затраты всего, в том числе:

37,34

53,9

— материалы и сырье

16,01

41,1

— топливо

5,50

6,2

— электроэнергия

6,66

6,6

— прочие материальные затраты

9,17

Амортизационные отчисления

19,59

4,2

Прочие расходы

5,83

16,8

Пути повышения рентабельности работы авиапредприятий

Показатели
рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они
отражают конечную эффективность работы предприятия. Главным из показателей
уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным
фондам. Существует много факторов,
определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно
подразделить на внутренние и внешние. Внешние – это факторы, не зависящие от
усилий данного коллектива, например изменение тарифов авиаперевозки и т.д.
Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и
сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно –
хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте
продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость
и рентабельность производства. Задача
экономического анализа – выявить влияние внешних факторов, определить сумму
прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов,
отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования
производственных ресурсов.

Распределение эксплуатационных затрат железных дорог по основным видам хозяйственной деятельности

 Вид 
хозяйственной
деятельности
 Условное 
обозначение
Эксплуатационные
затраты,
млн руб.
Абсолютное
изменение,
млн руб.
Коэффициент
роста, %
Коэффициент
прироста, %
2006 г.
 2007 г.
Грузовые 
перевозки
 X1 
 28 975
 29 678 
 703 
 102,43 
 2,43 
Пассажирские 
перевозки
 X2 
 12 020
 12 015 
 -5 
 99,96 
 -0,04 
Всего 
эксплуатационных
затрат
 X 
 40 995
 41 693 
 698 
 101,70 
 1,70 

Согласно данным, представленным в табл. 1, можно сделать вывод о том, что по сравнению с 2006 г. величина эксплуатационных затрат в 2007 г. увеличилась на 698 млн руб. Для выявления причин данного отклонения используем один из наиболее универсальных приемов факторного анализа — способ цепных подстановок (табл. 2).

Динамика подсобно-вспомогательных затрат, тыс. руб.

40 000 000 T---------------------------------------------------------------
¦
¦
35 000 000 +----------------------------T-----T----------------------------
¦ ¦*****¦
¦ ------¬ ¦*****¦
30 000 000 +-------+*****+--------------+*****+----------------------------
¦ ¦*****¦ ¦*****¦
¦ ¦*****¦ ¦*****¦
25 000 000 +-------+*****+--------------+*****+----------------------------
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ------¬
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
20 000 000 +-------+*****+--------------+*****+--------------+*****+-------
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
15 000 000 +-------+*****+--------------+*****+--------------+*****+-------
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
10 000 000 +-------+*****+--------------+*****+--------------+*****+-------
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
5 000 000 +-------+*****+--------------+*****+--------------+*****+-------
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
¦ ¦*****¦ ¦*****¦ ¦*****¦
0 +-------+-----+------T-------+-----+------T-------+-----+------¬
2005 2006 9 мес. 2007

Рис. 3

Читайте также:  Подлежит ли разделу подаренная в браке квартира?

Анализ соотношения величины эксплуатационных и подсобно-вспомогательных затрат за 9 мес. 2007 г. (табл. 4) свидетельствует о том, что значение расходов, не связанных с основным видом деятельности железных дорог (подсобно-вспомогательных), сопоставимо со значением эксплуатационных расходов, что недопустимо применительно к транспортной деятельности, наполненной многими экономическими, социальными и геополитическими смыслами. Данный факт требует принятия управленческих решений по сокращению расходов данной группы.

Таблица 4

Эксплуатационные затраты по их элементам за 2004 — 2007 гг.

Эксплуатационные
затраты
 2005 г. 
 2006 г. 
 9 месяцев 2007 г. 
 Сумма, 
тыс. руб.
Удельный
вес, %
 Сумма, 
тыс. руб.
Удельный
вес, %
 Сумма, 
тыс. руб.
Удельный
вес, %
Материальные 
12 572 184
 38,36 
14 633 695
 39,44 
10 751 662
 39,02 
Амортизация 
 6 664 366
 20,33 
 7 087 633
 19,10 
 5 477 976
 19,88 
Заработная плата
 9 177 007
 28,00 
 9 980 751
 26,90 
 7 301 477
 26,50 
Отчисления на 
социальные нужды
 2 844 198
 8,68 
 3 093 300
 8,34 
 1 792 764
 8,21 
Прочие 
 1 518 481
 4,63 
 2 307 587
 6,22 
 1 762 233
 6,40 
Итого... 
32 776 236
 100 
37 102 966
 100 
27 556 268
 100 

Аналогичные тенденции наблюдаются в изменении подсобно-вспомогательных затрат (табл. 7).

Планирование эксплуатационных расходов

Разработка плана ЭР зависит от типа организации. К примеру, план расходов фирмы ЖД формируется на основании плана перевозок, плана труда и пользования подвижным составом. Цель планирования – обеспечение текущей деятельности нужной суммой денежных средств. Если план будет составлен неправильно, средства могут не вовремя закончиться. Из-за этого деятельность компании будет приостановлена. Фирма потеряет прибыль. Планирование выполняется по статьям затрат. В рамках мероприятия учитываются различные нормативы и лимиты.

Планирование – это составляющая управления ЭР. Однако это не единственный элемент. Управление ЭР также включает в себя анализ трат, контроль над ними, обновление нормативной базы. Порядок планирования подразделяется на ряд этапов.

Планирование эксплуатационных расходов

Разработка плана ЭР зависит от типа организации. К примеру, план расходов фирмы ЖД формируется на основании плана перевозок, плана труда и пользования подвижным составом. Цель планирования – обеспечение текущей деятельности нужной суммой денежных средств. Если план будет составлен неправильно, средства могут не вовремя закончиться. Из-за этого деятельность компании будет приостановлена. Фирма потеряет прибыль. Планирование выполняется по статьям затрат. В рамках мероприятия учитываются различные нормативы и лимиты.

Планирование – это составляющая управления ЭР. Однако это не единственный элемент. Управление ЭР также включает в себя анализ трат, контроль над ними, обновление нормативной базы. Порядок планирования подразделяется на ряд этапов.

За средства безопасности нужно платить, а за экономию на них — расплачиваться. Но, как правило, отечественные предприниматели стараются минимизировать затраты на противопожарные мероприятия, ибо надеются на русский «авось» либо считают требования правил пожарной безопасности необоснованно жесткими. В то же время известно, что не менее половины фирм-производителей в США, Великобритании и других государствах прекращают существование в течение короткого времени после пожаров. Причина тому — большая конкуренция. За рубежом требования к противопожарной защите производства, зачастую, жестче, чем в России, но те, кто их выполняет, надежно защищены от «красного петуха» и при этом не разоряются. Хотя опыт развитых стран, непосредственно, не применим в наших условиях, свое отношение к противопожарной защите следовало бы рассматривать, учитывая мировой опыт. Задача оснащения производства противопожарным оборудованием с большими затратами (и при этом с высокой надежностью) вполне решаема. В качестве иллюстрации скажем, что в некоторых странах до 30-40% пожаров ликвидируется в начальной стадии, при помощи первичных средств пожаротушения, прежде всего, огнетушителей, в то время как, в России эта цифра, приблизительно, впятеро меньше. Мораль: приобретя надежное противопожарное оборудование и научив своих сотрудников пользоваться ими, можно существенно снизить вероятность возникновения пожара со всеми его последствиями.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

2. Федеральный закон от 01.01.01 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

3. Приказ МВД РФ от 01.01.01 г. N 536 «О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации»

4. Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20 июля 1970 г. N АБ-21-Д)

5. Гост 12.1.004-91 Межгосударственный стандарт «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность общие требования»

6. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: , 2000. – 533с.;

7. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 640с.;

8. П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 350с.;

9. Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. А. Д.Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002. – 512с..

Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20 июля 1970 г. N АБ-21-Д)

Приказ МВД РФ от 01.01.01 г. N 536 «О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации»

Гост 12.1.004-91 Межгосударственный стандарт «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность общие требования»

На себестоимость очистки 1 м3 воды (стр. 12) влияют два показателя:

1) суммарные затраты за период;

2) объем выработанных услуг в натуральных измерителях (стр. 11).

Важно!

Собрать все затраты за период недостаточно — необходимо быть четко уверенным в натуральных количественных показателях.

В данном случае объект калькулирования — кубометры очищенной воды.

Производственная программа организаций может предусматривать как расход воды на питьевые (очищать), так и на технические нужды (не очищать). Поднятая вода частично теряется в трубопроводах (утечки) или не полностью учитывается водомерами, что оказывает влияние на конечную себестоимость.

Объем очищенной воды необходимо подтверждать приборами учета, следовательно, необходимо вести (организовать ведение) журналов учета по каждому счетчику.

На практике все намного сложнее: редко показания только одного счетчика можно использовать для определения количества калькулируемых услуг — необходимо составлять «балансы». Например, достаточно простая схема показана на рисунке, но на практике может быть гораздо больше разветвлений в системе, приборов учета.

Количество очищенной воды в этом случае равно:

Водомер № 3 = Водомер № 1 – Водомер № 2.

Экономист должен четко знать «арифметику» приборов учета, т. е. какие водомеры участвуют в расчете, какие данные суммируются, какие вычитаются и т. д.

Как мы уже говорили, оптимальный вариант — вести учет очищенной воды в виде баланса. В этом случае экономист видит количество, необходимое для калькулирования себестоимости, потери, может оценить динамику других показателей (объем добычи (поднято), сколько пропущено через очистные сооружения), сопоставить количественные показатели с затратами.

Теоретически количество поданной воды на установку очистки должно совпадать с суммарным объемом очищенной воды и стоков. Но практически такое равенство можно получить не всегда из-за протечек, иных не идентифицированных потерь.

Если такие расхождения на предприятии есть постоянно, устанавливают процент допустимых потерь.

В нашем балансе допустимый процент потерь — 2 от суммы граф «Стоки» и «Очищенная вода»:

(8 + 0,6) × 2 / 100 = 0,2 м3.

Обратите внимание!

Если потери превышают допустимые значения, необходимо выяснять их причины.

Читайте также:  Ответственность истца за введение суд в заблуждение

В графе «Потери» рассмотренного баланса как раз и указана разница между подачей на установку и приборами учета после установки очистки.

Особого внимания для правильного расчета себестоимости необходимо уделять и данным графы «Стоки». По сути стоки — это технологические потери.

Например, при механической очистке воды (от примесей, взвесей, цвет, запах) потери на промывку (та вода, которая уходит через водомер в стоки) составляют от 7 до 15 %. При очистке, приводящей к изменению химического состава воды (осматические установки), потери могут составлять от 30 до 50 % в зависимости от селективности и производителя мембраны, качества входящей воды.

Важно!

В компании должны быть утверждены технически обоснованные нормы технологических потерь и порядок калькуляции себестоимости, если потери превышают установленные лимиты.

Эксплуатационные расходы при аренде помещений

Для того, чтобы перенести затраты, связанные с арендой помещения на себестоимость продукции, необходимо заключить договор найма жилого помещения.

После этого все издержки, связанные с ЖКХ, автоматически входят в выходную цену производимого товара/услуги.

Образец договора можно скачать на сайте представителей услуг, и, при наличии электронной подписи, заключить договор в электронном виде.

Для бухгалтерской и налоговой отчетности, платежи за коммунальные услуги необходимо прикреплять в виде оригинального чека. Основанием для начисления коммунальных услуг является справка, подтверждающая количество квадратных метров и их кадастровую стоимость.

Платежи осуществляются ежемесячно, поквартально или раз в год.

Состав эксплуатационных расходов

Рассмотрим состав эксплуатационных расходов:

  • Амортизация техники и транспортных средств. Амортизация будет учитываться тогда, когда рассчитывается она линейным способом. В рамках этого метода рассматривается весь период эксплуатации объекта.
  • Обслуживание и ремонт оборудования.
  • Коммунальные услуги. Подразумевается сумма, списываемая с прибыли компании.
  • Обеспечение работы вспомогательного производства, ответственного за обслуживание оборудования.
  • Зарплаты, траты на социальные нужды. Включают в себя заработок всех сотрудников, включая тех, кто работает на неполную ставку.
  • Траты на внутреннюю транспортировку материалов, товаров.
  • Расходы, сопряженные с эксплуатацией оборудования.
  • Налоговые отчисления. Это налог на зарплату или недвижимость, если последняя включена в состав ОС.
  • Материалы. Имеются в виду траты на приобретение, транспортировку. Эти расходы входят в себестоимость продукции.
  • Запчасти. Входят в перечень только в том случае, если они относятся к нуждам основного производства.

Также это могут быть другие траты, зависящие от специфики деятельности предприятия. Конкретный состав определяется руководителем предприятия. Рассмотрим структуру расходов на примере субъектов, занимающихся добычей углеводородного сырья:

  • Зарплата охранникам основных средств.
  • Заработок консультантов.
  • Трата на подготовку отчетов о состоянии средств.
  • Стоимость услуг по оценке влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду.
  • Обслуживание техники, установок, различных сооружений.
  • Приобретение лицензий.
  • Услуги по мониторингу основных средств.
  • Осуществление геолого-экологических исследований, картографии.
  • Природоохранные исследования.
  • Рекультивация природных элементов, которые были нарушены.
  • Вывод участка, на который была получена лицензия, из эксплуатации.
  • Хранение, утилизация отходов.

Что собой представляют эксплуатационные расходы

Эксплуатационные расходы (ЭР) – это текущие затраты на обеспечение работоспособности основных средств на протяжении всего срока их эксплуатации. Под текущими тратами понимаются расходы на производство и продажу. Они будут разниться в зависимости от специфики деятельности организации. К примеру, если это железнодорожный субъект, средства тратятся на транспортировку грузов, пассажиров, различного багажа. Различают эксплуатационные расходы на обеспечение пожарной безопасности.

Цель трат – исполнение поставленной цели. К примеру, железнодорожной компании нужно транспортировать груз. Для этого требуется вложить средства в топливо, зарплату, техническое обслуживание, электроэнергию. Размер трат определяется объемом эксплуатируемого оборудования, временем использования, удельными расходами на один час работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *