Порядок реорганизации коммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок реорганизации коммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.

Что такое реорганизация

Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.

Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.

Некоторые виды юридических лиц, у которых имеются особенности реорганизации

Особенности реорганизации устанавливаются для следующих видов организаций: кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) и определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Также имеются особенности при реорганизации некоммерческих юридических лиц, которые устанавливаются ст.16 и 17 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Эти особенности связаны с порядком принятия решения о реорганизации НКО и организационно-правовыми формами при преобразовании НКО. Например, частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, а Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд и т.д. При реорганизации НКО следует учитывать, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ.

Особенности документации

В случае преобразования, выделения, слияния и разделения в регистрирующий орган предоставляется такой перечень документов:

  1. Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подписанное заявителем;
  2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. Решение о реорганизации юридического лица;
  4. Договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  5. Передаточный акт или разделительный баланс;
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины;
  7. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, предусмотренных пенсионным законодательством РФ.
  8. В случае присоединения регистратор должен получить такие документы как:
  9. Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003, утвержденной Постановлением № 439;
  10. Решение о реорганизации юридического лица;
  11. Договор о присоединении;
  12. Передаточный акт.

Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации

В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:

Слияние

Присоединение

Преобразование

Разделение

Выделение

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

1. Принятие решения

Оно должно быть единогласным для всех участников собрания акционеров (собственников компании). Результат переговоров учредителей относительно судьбы организации должен быть зафиксирован документально. Такой бумагой выступает протокол собрания.

1. Извещение налоговой службы. Государство дает юридическим лицам срок в три дня.

2. Уведомление СМИ и размещение сообщения о реорганизации в экономической периодике.

3. Сбор документации, необходимой для проведения процедуры.

Читайте также:  Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Далее бумаги нужно предоставить в государственные структуры, которые ведают вопросами реорганизации предприятий.

5. Получение на руки документов, подтверждающих завершение реорганизации.

Если все пройдет гладко, то это займет приблизительно 3 месяца.

Реорганизация – это долгосрочный процесс и справиться за пару дней здесь не получится. По факту, это прекращение деятельности одной компании и возникновение на ее месте другой, полностью перенявшей на себя ее обязанности и права.

Как происходит реорганизация путем преобразования

Процедура реорганизации юридического лица в форме преобразования происходит в соответствии с имеющимся порядком. При этом реорганизация-преобразование ООО или АО имеет как общие черты, так и свои отличия.

Процедура Реорганизация в форме преобразования
Организация ООО АО
Нормативные акты ФЗ № 14, ГК РФ, ФЗ № 129 и др. ФЗ № 208, ГК РФ, ФЗ № 129 и др.
Принимает решение общее собрание участников Общества общее собрание акционеров Общества
Документ, передающий права и обязанности Общества передаточный акт передаточный акт
Уведомление регоргана о начале реорганизации в течении 3-х дней в течении 3-х дней
Уведомление СМИ о начале реорганизации дважды, раз в месяц в «Вестник государственной регистрации» дважды, раз в месяц в «Вестник государственной регистрации»
Уведомление кредиторов о начале реорганизации В течении 5-ти рабочих дней после уведомления регоргана о начале реорганизации В течении 5-ти рабочих дней после уведомления регоргана о начале реорганизации
Заявление на регистрацию Форма № Р12001 Форма № Р12001
Пакет документов на реорганизацию Учредительные документы, сведения об учредителях, руководителе и т. д. Учредительные документы, сведения об учредителях, руководителе и т. д.
Вносится запись о преобразовании регорганом в ЕГРЮЛ в ЕГРЮЛ

По факту уведомления ИФНС вносится запись в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц о процессе реорганизации и о создании нового юр. лица путем реорганизации, а также после регистрации в ЕГРЮЛ.

Порядок принудительной реорганизации

Гражданский Кодекс РФ выделяет три схемы принудительной реорганизации. Это реорганизация по решению суда; по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При этом внешний управляющий должен быть назначен судом по иску уполномоченного государственного органа, если учредители юридического лица, либо уполномоченные ими лица, либо лица, уполномоченные на реорганизацию в Учредительных документах, не приняли решения о реорганизации в установленный срок.

Перечисляя способы и порядок реорганизации, ГК РФ не указывает когда осуществляется та или иная схема, как и не называет орган и лицо, которое вправе обращаться в суд с иском о принудительной реорганизации. Следовательно, эти и некоторые другие вопросы принудительной реорганизации отнесены к компетенции федерального законодательства. Например, при нарушении норм антимонопольного законодательства РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. Судебный порядок принудительной реорганизации предусмотрен для жилищного накопительного кооператива, для реорганизации которого необходимо требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. А вот при принудительной реорганизации кредитных организаций приоритет отдается требованию Банка России.

Более детально урегулирован в Гражданском Кодексе и в Федеральных Законах порядок проведения принудительной реорганизации по решению внешнего управляющего, назначенного судом. Именно с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению организацией. Следовательно, внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с Учредительными документами, которые были сформированы в результате реорганизации. Если суд утвердит вышеуказанные документы, то это станет основанием для государственной регистрации юридических лиц возникающих в результате принудительной реорганизации. Примерно такие же положения можно найти в специальных законах. В общем и целом Федеральные Законы, регулирующие принудительную реорганизацию юридических лиц, практически не содержат других правил и условий, оставляя все основные вопросы на решение внешнего управляющего.

Российское законодательство выделяет пять видов реорганизации:

1) Слияние — эта реорганизация направлена на объединение нескольких юридических лиц в одно. В результате несколько организаций (например, «А» и «B») перестают существовать путем образования новой организации «С». При этом организации «С» переходят все права и обязанности организаций «А» и «B».

Читайте также:  Увольнение по соглашению сторон

2) Присоединение — это процесс, в соответствии с которым присоединяемая организация «А» перестает существовать, а все права и обязанности переходят организации «B», к которой она присоединилась.

3) Разделение — этот вид реорганизации подразумевает, что организация «А» перестает существовать в связи с разделением на несколько других организаций (например, «B» и «С»). Причем организациям «B» и «С» передаются права и обязанности организации «А».

4) Выделение — эта форма реорганизации юридических лиц, по окончанию которой организация «А» не прекращает свое существование, а частично передает свои права и обязанности выделившимся организациям (например, «B» и «С»).

5) Преобразование — это процесс, в соответствии с которым изменяется организационно-правовая форма организации «А». В результате чего она прекращает свое существование, а все права и обязанности переходят вновь создаваемой организации «B».

Виды и способы реорганизации

Среди способов реорганизации особое место занимает преобразование юрлица, в процессе которого происходит изменение организационной и правовой форм. Все права (включая имущественные), а также обязательства передаются новообразованному предприятию.

Решение о необходимости реорганизации принимают учредители или уполномоченные органы. Существует пять видов реорганизации. Вот они:

  • Преобразование. В этом случае одна организация превращается в другую.
  • Присоединение. Это значит, что к уже зарегистрированному предприятию присоединяются одно или несколько юридических лиц.
  • Слияние – несколько юридических лиц становятся единым целым.
  • Выделение. В этой ситуации одна или несколько организаций выходят из главной.
  • Разделение. Одно юридическое лицо завершает деятельность и разделяется на несколько «преемников».

Алгоритм действий при реорганизации

Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

Для бухгалтера присоединяющей компании передаточный акт — это первичный документ, подтверждающий переход имущества и обязательств от присоединяемого общества, и основание для отражения в учете операций по присоединению.

Забегая немного вперед, скажем, что необходимо позаботиться о дополнительном экземпляре протокола общего собрания участников с принятым решением для уведомления регистрирующего органа о начатой процедуре присоединения.

Те сложности, которые встречаются учредителям предприятий вначале, не идут ни в какое сравнение с проблемами ликвидации предприятия. В общем, недоразумения и сложности, связанные с регистрацией предприятий, — это мелочи жизни по сравнению с их ликвидацией.

Правовое регулирование реорганизации коммерческих организаций Дивер Екатерина Павловна

немедленно сказывается на практической деятельности субъектов гражданского права, порождая конфликты и судебные споры.

Степень разработанности темы. Современное состояние научных исследований в области правового регулирования реорганизации коммерческих

3. Проанализировать особенности правопреемства в отношении прав и обязанностей, вытекающих из административных, налоговых и иных правоотношений;

6. Исследовать особенности реорганизации коммерческих организаций различных организационно-правовых форм;

7. Проанализировать гарантии прав кредиторов и государства при реорганизации коммерческих организаций;

8. Выявить пробелы и противоречия в законодательном регулировании реорганизации коммерческих организаций и выработать

предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.

В работе использован опыт законодательного регулирования реорганизации юридических лиц в Европейском Союзе.

1. Сформулировано новое определение реорганизации — это процесс совершения юридически значимых действий и принятия юридических актов,

8. Возможность принудительной реорганизации коммерческой организации по решению уполномоченного государственного органа,

частного права России и зарубежных стран юридического факультета Марийского государственного университета в 1998-2002 гг.

Организационное единство закрепляется уставом юридического лица или иными учредительными документами.

Порядок и способы реорганизации

Рассмотрим алгоритм реорганизации юридического лица. В зависимости от формы собственности он может отличаться, однако основной порядок реорганизации обычно один и тот же. Он включает в себя следующие действия:

  • Принятия решения реорганизации предприятия. Чаще всего оно принимается учредителями компании. В случае государственной формы собственности речь может идти об органе юридического лица, которое уполномочено вести деятельность данной компании;
  • Уведомление государственного регистратора о принятом собственниками решение. Это необходимо сделать в течении 3 рабочих дней (в обязательном порядке выдерживая данные сроки);.
  • В текущей компании создается специальная комиссии для проведения и контроля всех организационных мероприятий;
  • Обязательная публикации информации о реорганизации компании в местных СМИ. Публикацию необходимо осуществить дважды в течение одного календарного месяца.;
  • Составление передаточного акта;
  • Передача документов о реорганизации вашему государственному регистратору.
Читайте также:  Наказание за езду без прав после лишения в 2023 году

Одним из ключевых способов реорганизации компании является преобразование юридического лица. В ходе этого процесса меняется его как организационная, так и правовая формы.

К основным видам реорганизации компании относятся следующие:

  1. Преобразование организации. В процессе преобразования может изменяться форма собственности компании. Итогом преобразования является совершенно новая организация.
  2. Присоединение к уже существующей компании. В данном случае юридическое лицо, поддающаяся реорганизации присоединяется к работающей компании. К ней могут присоединиться несколько юридических лиц.
  3. Выделение. Данный вид реорганизации отличается уходом одной или нескольких компаний из основной компании (юридического лица).
  4. Слияние организаций. В данном случае несколько компаний меняют организационную форму и становятся одной-единственной компанией.
  5. Разделение юридических лиц.

Способы реорганизации юридических лиц

В ст. 57 Гражданского кодекса РФ определены следующие способы реорганизации юридических лиц:

Способ реорганизации Определение Графическая
расшифровка
Слияние Объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. Самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. А + В = С
Присоединение Одно и более юрлиц присоединяются к другому, уже существующему юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Присоединение подразумевает передачу активов и обязательств от одного к другому. А + В = А
Разделение Одно юридическое лицо прекращает свое существование посредством разделения на два и более новых юрлица. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. А = В + С
Выделение Одно образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. А = А + В
Преобразование Прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. А = В

Порядок принудительной реорганизации

Гражданский Кодекс РФ выделяет три схемы принудительной реорганизации. Это реорганизация по решению суда; по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При этом внешний управляющий должен быть назначен судом по иску уполномоченного государственного органа, если учредители юридического лица, либо уполномоченные ими лица, либо лица, уполномоченные на реорганизацию в Учредительных документах, не приняли решения о реорганизации в установленный срок.

Перечисляя способы и порядок реорганизации, ГК РФ не указывает когда осуществляется та или иная схема, как и не называет орган и лицо, которое вправе обращаться в суд с иском о принудительной реорганизации. Следовательно, эти и некоторые другие вопросы принудительной реорганизации отнесены к компетенции федерального законодательства. Например, при нарушении норм антимонопольного законодательства РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. Судебный порядок принудительной реорганизации предусмотрен для жилищного накопительного кооператива, для реорганизации которого необходимо требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. А вот при принудительной реорганизации кредитных организаций приоритет отдается требованию Банка России.

Более детально урегулирован в Гражданском Кодексе и в Федеральных Законах порядок проведения принудительной реорганизации по решению внешнего управляющего, назначенного судом. Именно с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению организацией. Следовательно, внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с Учредительными документами, которые были сформированы в результате реорганизации. Если суд утвердит вышеуказанные документы, то это станет основанием для государственной регистрации юридических лиц возникающих в результате принудительной реорганизации. Примерно такие же положения можно найти в специальных законах. В общем и целом Федеральные Законы, регулирующие принудительную реорганизацию юридических лиц, практически не содержат других правил и условий, оставляя все основные вопросы на решение внешнего управляющего.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *