Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как вести учет основных средств бюджетной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.
Учет основных средств в учреждении
Бухгалтерский учет таких средств в бюджетных организациях осуществляется согласно инструкции № 157н (п. 21 Приказа Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Учет основных фондов ведется через единый план счетов, а также через специальный, разработанный в соответствии с Приказом Минфина № 162н от 06.12.2010.
Для бухгалтерских записей хозяйственных операций и движений объектов таких средств в бюджетном учете применяется синтетический счет 010100000 «Основные средства». Поступления проводятся по синтетическому счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», учет выбытия — по аналитике отдельных счетов «Основные средства» (заканчиваются на 410).
В бухгалтерском учете НКО движение фондов отражается на счете 01 «Основные средства», поступления промежуточно проводятся через сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Построенные объекты недвижимости, права на которые необходимо зарегистрировать в обязательном порядке, признаются основными средствами вне зависимости от того, зарегистрированы они в момент принятия к учету или нет. Если же такой объект еще недостроен, то для него необходимо сформировать отдельный субсчет к счету «Основные средства».
По факту принятия к бухгалтерскому учету фонда составляется акт по форме ОС-1. При необходимости учреждение вправе разработать свой бланк документа.
Для того чтобы такие средства отражались в бухгалтерии корректно, специалисту необходимо провести поэтапную оценку и учет поступившего основного фонда.
Что относится к основным средствам
Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.
К основным средствам принято относить:
- здания и сооружения;
- машины и оборудование;
- приборы, устройства и инструменты;
- вычислительную технику;
- транспортные средства;
- инвентарь и хозяйственные принадлежности;
- племенной и рабочий скот;
- многолетние насаждения;
- дороги.
Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.
Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:
- Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
- Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
- Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
- В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.
К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.
Не являются такими средствами и объекты, которые находятся в пути или переданы для монтажа. Капитальные и финансовые вложения, за исключением вложений в арендованные активы и на улучшение земель, также не относятся к основным средствам.
1. Учет поступления основных фондов.
Учет поступления основных средств и введение инвентарных объектов в эксплуатацию производится по первоначальной цене (стоимости покупки) объекта. К бухучету ИО принимается на дату, когда первоначальная стоимость полностью образована, а к налоговому — в момент введения фонда в эксплуатацию:
- Дт 08 Кт 60/10/70/69) — принятие к учету расходов на приобретение или создание основных средств;
- Дт 19 Кт 60 — проведение входящего НДС;
- Дт 01 Кт 08 — образование первоначальной стоимости инвентарного объекта.
Для бюджетного учета проводки будут следующими:
- Дт 110631310 Кт 130231730 — поступило оборудование;
- Дт 110434310 Кт 110631410 — ввод оборудования в эксплуатацию;
- Дт 130404310 Кт 110404410 — начисление амортизации.
2. Учет выбытия основных фондов.
Рассмотрим варианты с продажей и ликвидацией объекта имущества. Учет выбытия основных средств отражает стоимость продажи и остаточную стоимость ИО:
- Дт 62 Кт 91 — доход от реализации;
- Дт 91 Кт 68 — НДС;
- Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
- Дт 91 Кт 01 — списание остаточной стоимости.
Записи для бюджетного бухучета:
- Дт 110434 410 Кт 110134410 — списание амортизации;
- Дт 140110172 Кт 110134410 — списание остаточной стоимости.
Учет ликвидации:
- Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
- Дт 91 Кт 01 — списана остаточная стоимость.
Дт 0 401 10 000 (аналитика — 401 10 172) Кт 0 101 00 000 (необходимый аналитический счет) — проводка при частичной ликвидации основного средства в бюджетном учреждении.
3. Учет по забалансу.
Забалансовый учет основных средств ведется по счетам 001 и 011 (передача или аренда инвентарного объекта), 005 (оборудование для монтажа), 010 (отражается износ некоторых объектов).
Учет амортизации нематериальных активов
К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие условиям, перечисленным в п. 56 Инструкции N 157н.
Учет амортизации нематериальных активов начинается с определения фирмой метода начисления износа. Существуют способы:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- списания части стоимости пропорционально объему производства.
Метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике учреждения. Для линейного метода характерен расчет суммы износа, который равен умножению первоначальной стоимости (ПС) на норму амортизации (НА), рассчитанную из срока полезного использования (СПИ) объекта.
Если первоначальная стоимость нематериального актива не превышает 100 тыс. рублей, то стоимость такого объекта списывается на расходы единовременно (п. 1 ст. 256 НК РФ, Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450).
Если же стоимость НМА более 100 тыс. рублей, то такой объект подлежит списанию на расходы через амортизацию.
Порядок амортизации нематериальных активов в налоговом учете регулируется п. 2 ст. 258 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Амортизацию по НМА начисляют с месяца, следующего за тем, в котором объекты НМА приняты к учету в качестве нематериальных активов. В дальнейшем амортизация начисляется ежемесячно независимо от результатов деятельности учреждения. В течение срока полезного использования нематериального актива начисление амортизации не приостанавливается, это установлено пунктами 85, 86 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Начисление амортизации по нематериальным активам казенных учреждений отражается проводкой:
– начислена амортизация по нематериальному активу:
Дебет КРБ.1.401.20.271 (КРБ.1.109.60.271, КРБ.1.109.90.271, КРБ.1.106.31.310. ) Кредит КРБ.1.104.39.420
Установлен пунктом 19 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 104.00, 106.00, 109.00, 401.20)[9].
Используется счет 0.109.00.000 при начислении амортизации только в части формирования стоимости изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), которую учреждение реализует за плату (п. 40 Инструкции № 162н).
Установлен пунктом 26 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 104.00, 109.00, 401.20).
Начисление амортизации по нематериальным активам бюджетных учреждений отражаются проводкой:
– начислена амортизация по нематериальному активу:
Дебет 0.401.20.271 (0.109.60.271, 0.109.90.271…) Кредит 0.104.39.420
Данный порядок установлен пунктом 26 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 104.00, 109.00, 401.20).
Начисление амортизации по нематериальным активам ФГУ «Ульяновская дамба» отражаются проводкой:
– начислена амортизация по нематериальному активу:
Дебет 0.401.20.271 (0.109.60.271, 0.109.90.271…) Кредит 0.104.39.000
В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности.
Данный порядок установлен пунктами 3, 26 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 104.00, 109.00, 401.20).
Результаты расчета амортизационных отчислений фиксируется в первичном документе (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Аналитический учет начисленной амортизации ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Операции по начислению амортизации за отчетный период отражается в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071). Такой порядок установлен пунктами 90–91 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
В бухучете амортизацию по нематериальным активам рассчитывают только линейным способом (п. 85 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Для расчета амортизации линейным способом нужно знать срок полезного использования объекта нематериальных активов и его первоначальную стоимость (восстановительную, если актив переоценивается) или остаточную стоимость, если объект раньше был в эксплуатации.
При расчете амортизации в первую очередь определяется годовая норма амортизации. Для этого используют формулу:
– по объектам, принимаемым к учету по первоначальной стоимости:
Годовая норма амортизации, % | = | 1 | : | Срок полезного использования объекта нематериальных активов, лет | × | 100 |
Нормативное регулирование учета трансфертов
Приказом Минфина России от 21.12.2022 № 192н внесены изменения в приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления,… государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Приказом № 192н Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен новыми счетами, ряд счетов удален, изменены названия некоторых счетов, расширена аналитика на некоторых счетах. Многочисленные изменения внесены в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
В частности, Приказом № 192н введена обязанность ведения учета расчетов по доходам от предоставления межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, грантов в форме субсидий по кодам целей, на которые предоставляются соответствующие средства.
Учет трансфертов по кодам целей в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Рассмотрим изменения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2, которые позволяют вести учет полученных трансфертов с условиями в соответствии с новым порядком.
Абзац девятый пункта 3 раздела «Общие положения» Инструкции № 157н дополнен следующим положением: «Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям бюджетным и автономным учреждениям, грантам в форме субсидий, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов (далее — трансферты с условиями), осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей) (при наличии)» (пп. 2 п. 3 Изменений, утв. Приказом № 192н).
Аналогичным положением дополнено описание счета 205 00 (п. 200 Инструкции № 157н).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 начиная с версии 2.0.89 для учета расчетов по доходам от предоставления трансфертов с условиями по кодам целей добавлено субконто Виды целевых средств (типа справочник Виды целевых средств) на счетах:
-
205.51 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
-
205.52 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;
-
205.53 «Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»;
-
205.61 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
-
205.62 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;
-
205.63 «Расчеты по поступлениям капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений».
Что не относится к объектам ОС
В пункте 39 инструкции 157н сказано, что к ОС не относятся: предметы, служащие менее 12-ти месяцев, независимо от их стоимости и материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящие в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Согласно п 7 СНГ ОС к основным средствам не относятся:
-
непроизведенные активы;
-
имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом;
-
материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;
-
материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;
-
биологические активы.
Для чего производится списание ОС?
Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.
В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.
Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Как правильно сформировать инвентарный номер? Какая правильная структура инвентарных номеров ОС в бюджетном учреждении?
Формирование инвентарных номеров в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред.
1» В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрено автоматическое формирование для основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, имущества казны инвентарных номеров с предопределенной структурой, которая может быть задана пользователем. Формирование инвентарных номеров и их присвоение объектам может производиться как в документах, которыми оформляется принятие к учету ОС (НМА, НПА, имущества казны) на счет 101 (102, 103, 108), так и при вводе информации в карточку объекта (элемент справочника “Основные средства”), при условии, что для учреждения задан шаблон формирования инвентарного номера.
При отсутствии шаблона инвентарные номера автоматически формируются по порядку (по возрастанию) в пределах учреждения. При наличии шаблона номера автоматически формируются по порядку (по возрастанию) в пределах группы, составленной из остальных полей шаблона.
При ведении учета в одной базе по нескольким учреждениям для каждого из них может быть задана своя структура — свой шаблон инвентарных номеров. Шаблоны хранятся в справочнике «Шаблоны формирования инвентарных номеров», который подчинен справочнику “Учреждения” (Смотрите Рис.1) Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения»), на панели «Настройки учета».
По ссылке Шаблон формирования инвентарных номеров ОС и НМА открывается справочник «Шаблоны инвентарных номеров», в котором можно задать структуру инвентарных номеров, в соответствии с которой должны автоматически формироваться инвентарные номера принимаемых к учету основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. (Рис.1) В заголовке формы шаблона указывается учреждение, для которого создается шаблон.
Реквизит “Наименование” — обязательный реквизит любого справочника. Здесь можно указать любую информацию. При вводе нового шаблона следует указать в реквизите «Длина инвентарного номера» количество символов в коде инвентарного номера (не более 30 символов).
Как бюджетным учреждениям присваивать инвентарные номера
Как ввести в эксплуатацию основное средство Инвентарный номер При вводе основного средства в эксплуатацию ему присваивают уникальный инвентарный номер.
Сделайте это для объектов в эксплуатации, запасе или на консервации.
Исключение – движимое имущество стоимостью до 10 000 руб. включительно и библиотечный фонд. Такой порядок установлен пунктом 9 Стандарта «Основные средства», пунктом 46 Инструкции к Единому Из рекомендации Единый план счетов учета по Инструкции № 157н меняется С 2023 года учет в учреждениях изменят.
Минфин вносит поправки в Инструкцию к Единому плану счетов № 157н. Планируют добавить новые счета учета и изменить суммовые критерии для расчета амортизации.
Подробнее об изменениях, которые внесут, смотрите в документе.
Проект Минфина России от 24 ноября 2017 г.
скорректирует Инструкцию № 157н. Следите за новостями Системы, чтобы узнать, когда приказ будет утвержден и опубликован. Материалы по ссылкам доступны всем, кто подписан на Систему.
Если у вас нет подписки, закажите счет на оплату или попробуйте бесплатный доступ на три дня.
Поделиться информацией с коллегой Что изменится в учете 3.
Приведут в соответствие Инструкцию № 157н с разделом VI Стандарта «Основные средства». А именно изменят суммовые критерии для начисления амортизации: Было Станет Амортизацию не начисляют, инвентарные номера не присваивают, на балансе не учитывают: Движимое имущество стоимостью до 3000 руб. включительно. Исключение – библиотечный фонд Движимое имущество стоимостью до 10 000 руб.
включительно. Исключение – библиотечный фонд Единовременно при вводе объекта в эксплуатацию начисляют 100-процентную амортизацию: Недвижимое имущество стоимостью до 40 000 руб.
Недвижимое имущество стоимостью до 100 000 руб. Движимое имущество стоимостью от 3000 руб.
до 40 000 руб. включительно Движимое имущество стоимостью от 10 000 руб. до 100 000 руб. включительно Библиотечный фонд стоимостью до 40 000 руб. включительно Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 руб.
включительно Амортизацию начисляют ежемесячно: Недвижимое и движимое имущество, а также объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 40 000 руб. Недвижимое и движимое имущество, а также объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 100 000 руб.
П.9 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета с учетом положений настоящего Стандарта и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учрежденийКак с этого года бюджетным учреждениям ставить на учет основные средства?
Надо ли присваивать объектам от 3000 до 10000 рублей инвентарные номера, если они ставятся на забаланс? И что сейчас у бюджетных учреждений в приоритете — инструкция 157н (в которую (далее соответственно — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, Единый план счетов бухгалтерского учета)».
Методические рекомендации, направленные письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Положения СГС «Основные средства» применяются, если иное не предусмотрено: другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, применяемыми начиная с 2023 года; иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности: иными нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации: — приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений) и инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н);».
Инвентарные номера не присваивайте. До внесения изменений в Инструкцию № 157н утвердите данный порядок в учетной политике. С 1 января 2023 года действуют и Стандарты, и Инструкция № 157н.
Наиболее правильным будет применять Инструкцию № 157н в следующих случаях: — это предусмотрено в Стандарте; — в Стандарте отсутствует информация по вопросу, отраженному в Инструкции № 157н.
Учет основных средств в учреждении
Бухгалтерский учет таких средств в бюджетных организациях осуществляется согласно инструкции № 157н (п. 21 Приказа Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Учет основных фондов ведется через единый план счетов, а также через специальный, разработанный в соответствии с Приказом Минфина № 162н от 06.12.2010.
Для бухгалтерских записей хозяйственных операций и движений объектов таких средств в бюджетном учете применяется синтетический счет 010100000 «Основные средства». Поступления проводятся по синтетическому счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», учет выбытия — по аналитике отдельных счетов «Основные средства» (заканчиваются на 410).
В бухгалтерском учете НКО движение фондов отражается на счете 01 «Основные средства», поступления промежуточно проводятся через сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Построенные объекты недвижимости, права на которые необходимо зарегистрировать в обязательном порядке, признаются основными средствами вне зависимости от того, зарегистрированы они в момент принятия к учету или нет. Если же такой объект еще недостроен, то для него необходимо сформировать отдельный субсчет к счету «Основные средства».
По факту принятия к бухгалтерскому учету фонда составляется акт по форме ОС-1. При необходимости учреждение вправе разработать свой бланк документа.
Для того чтобы такие средства отражались в бухгалтерии корректно, специалисту необходимо провести поэтапную оценку и учет поступившего основного фонда.
Обязательный единый налоговый платеж
Одним из главных изменений с 2023 года для бухгалтера стало обязательное введение для всех налогоплательщиков ЕНП – единого налогового платежа. Напомним, что впервые компании могли испробовать механизм ЕНП во второй половине 2022 года в рамках эксперимента. ФНС признала эксперимент удачным и решила распространить обязательное применение ЕНП на все компании и ИП.
Налоговые изменения с 2023 года в связи с введением ЕНП связаны с корректировкой платежных сроков и форм налоговых деклараций, а также пересмотру других налоговых процедур и документов. У налогоплательщиков появятся новые обязанности и права:
- необходимость уплаты налогов и взносов на один счет;
- обязанность по представлению в инспекцию нового уведомления, в котором необходимо отражать сумму налогового платежа за отчетный период;
- возможность отслеживания налоговых расчетов через личный кабинет в онлайн-режиме.