За мусор теперь будем платить по-новому — что изменится с 2023?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За мусор теперь будем платить по-новому — что изменится с 2023?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.

Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Какой будет точная тарификация вывоза мусора для обычных граждан в 2022 году

Управляющие компании начали выставлять отдельные счета за вывоз мусора ещё в конце прошлого года. И судя по всему, именно в тот период появляются опасения, что цена услуги возрастет. По сути, так и получилось.

Начиная с января 2022 года, цены на вывоз мусора выросли во всех регионах. Но сумма, на которую поднялся тариф в каждом регионе, отличается. Например, жители Приморья будут платить на 4,5% больше, чем делали это в прошлом году. Но такой рост недостаточно большой, чтобы покрыть расходы операторов, поэтому скорее всего они будут оформлять льготы и субсидии, чтобы компенсировать свои убытки, возникающие из-за инфляции.

А вот Москвичам повезло не так сильно, поскольку новый тариф подразумевает, что за один квадратный метр мусора придется заплатить 7,27 руб. Причем платить по этому тарифу нужно, даже если в квартире никто не проживает, а значит, не производит мусора.

Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Читайте также:  Удержание процентов из зарплаты судебными приставами

Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.

Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.

ТКО — актуальные правила на 2020

В соответствии с изменениями Федерального законодательства все области РФ разрабатывают индивидуальные транспортные схемы вывоза твердых отходов. Исходя из формулировки статьи 1 ФЗ №89, ТКО — это:

  • мусор, полученный в результате деятельности человека в домашних условиях;
  • отходы, остающиеся после работы юридических лиц;
  • техника, мебель и другие вещи непригодные для использования по назначению.

Нормативная и правовая база

На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:

  1. Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
  2. Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
  3. Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
  4. Система отопления жилых и нежилых помещений.
  5. Общий размер жилого или нежилого объекта.
  6. Климатические особенности конкретного региона.

При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:

  • доступ к контейнерам;
  • наличие мусороприемных камер;
  • использование специального транспорта;
  • наличие бункеров для хранения отходов;
  • доступ к мусоропроводам.

Региональный оператор по обращению с ТКО

Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.

Регоператором может стать только юридическое лицо любой организационно-правовой формы. Оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • Зарегистрировано в РФ;
  • Заниматься деятельностью по обращению с ТКО;
  • Иметь лицензию на работу по сбору, транспортированию, сортировке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Услуги регионального оператора оплачиваются собственниками ТКО. На оператора возлагается ответственность за размещение контейнеров на площадках, сбор и дальнейшую обработку и утилизацию ТКО. Он обеспечивает переработку мусора, вывозя его на законные объекты по обращению с отходами. Также в обязанности единого операторов входит контроль за ликвидацией незаконных свалок.

Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.

Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.

Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.

При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.

Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.

Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Договор заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Согласно Правилам, договора с регоператором заключаются в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях.

Основанием для заключения договора является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора.

Регоператор в течение 1 месяца извещает потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами всеми доступными способами, потребитель в течение 15 дней со дня размещения регоператором предложения о заключении договора направляет ему заявку и сопутствующие документы.

В случае если потребитель не направил заявку в указанный срок, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на своем официальном сайте.

Тариф регионального оператора

Согласно законодательству, местные органы власти устанавливают для региональных операторов максимальный уровень взимания платы за оборот 1 м3 мусора. Различия тарифов в регионах связаны с рядом факторов: площадью, уровнем жизни, климатом, развитием инфраструктуры, численностью населения.Примеры тарифов в некоторых субъектах РФ:

Субъект Максимальный тариф, руб./ м3 (с НДС)
Московская область 739,67-949,56
Ленинградская область 874,75
Свердловская область 474,37-705,66
Камчатский край 452,92-1419,96
Краснодарский край 366,74

В некоторых регионах (Московская область, Свердловская, Камчатский край, например) действует несколько региональных операторов между которыми поделена территория субъекта федерации. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) внедрение услуги «Обращение с ТКО» отложено до 2022 года.

Деятельность региональных операторов

Согласно нововведениям, упомянутым в ФЗ № 458, все области России должны подготовить транспортную схему вывоза ТКО. Выбирается оператор, который отвечает за всю деятельность, связанную с отходами.

С помощью таких организаций, государство регулирует экономические и экологические вопросы, касающиеся утилизации ТКО. Оператора выбирают на конкурсной основе.

Чтобы подать заявку на участие в тендере, организация должна соблюдать следующее:

  • иметь государственную регистрацию и лицензию, позволяющую работать с остатками 1–4 класса опасности;
  • предприятие не должно быть в статусе банкрота или иметь большие долги перед государством;
  • управляющие лица организации (директор и главный бухгалтер), должны быть не судимы за финансовые проволочки.
Читайте также:  Из чего состоит пенсия по старости в 2023 году в России

Комиссия, состоящая минимум из 5 человек, оценивает конкурсантов по таким основным критериям, как стоимость предлагаемых услуг и их качество.

Обращение и вывоз ТКО: общие правила

Одно из главных отличий между ТБО и ТКО — требования к обращению производимого мусора.

Для твердых коммунальных отходов действуют следующие требования:

  1. Региональный оператор, отвечающий за транспортировку и утилизацию отходов, выбирается в ходе конкурса.
  2. Каждый регион РФ устанавливает личные нормативы накопления отходов для различных категорий помещений (у квартир, офисов и магазинов разные нормы).
  3. Регион также самостоятельно устанавливает, проводится ли сортировка отходов на площадках для накопления мусора.
  4. Каждый собственник отходов лично заключает публичный договор на вывоз накопившегося мусора.

Когда устанавливается новый тариф на обращение и вывоз ТКО, оператор обязан в течение десяти рабочих дней известить владельцев жилых и нежилых зданий о необходимости оформления публичного договора.

Если в ответ владелец помещения не отправил заявку на оформление, то он все равно будет считаться заключенным, но только на 16 рабочий день с того момента, как оператор известил потребителей об оформлении договора на собственном сайте.

Таким образом, за ТКО отвечает ряд органов, у каждого из которых своя зона ответственности:

Сфера деятельности
Орган местного самоуправления
  • обеспечивает расположение специализированных площадок, где происходит накопление ТКО;
  • разрабатывает чертежи размещения указанных площадок, осуществляет запись и управление реестром мест скопления мусора
Управляющая организация (ТСЖ, УК) наблюдает за сохранением чистоты площадок накопления ТКО и мусоропроводов
Региональный оператор оснащает дворы домов целым рядом контейнеров для всех типов мусора

Важно! Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) могут не использовать перечисленные выше правила вплоть до 1 января 2022 года.

По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО

В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.

В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.

Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.

Какие именно тарифы подлежат регулированию?

  • на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
  • на обработку;
  • на обезвреживание;
  • на захоронение.

В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.

Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *