Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Часть 4. Подача и регистрация декларации на товары». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров. К таможенным процедурам относятся, в частности, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, временный ввоз (допуск), временный вывоз, беспошлинная торговля и другие.
Таможенный орган декларирования
Таможенный орган декларирования принимает документы на товары, перемещаемые через таможенную границу как физлицами, юридическими лицами и ИП. Таможенные органы декларирования выполняют непростую задачу защиты государственных интересов, связанную с контролем ввозимых и вывозимых грузов и товаров. Они должны предотвратить ввоз в Россию товаров и грузов, представляющих опасность для граждан и окружающей среды, а также не допустить вывоза запрещённых законодательством товаров. Именно поэтому декларированию подлежат все товары, ввозимые или вывозимые на территорию ЕАЭС. Кроме контроля таможенный орган декларирования осуществляет и другие функции: собирает таможенные платежи, следит за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, борется с контрабандой и контрафактом и другие. Таможенные органы представляют собой единую централизованную систему, включающую в себя: таможенные управления, таможни и таможенные посты. Для выполнения своих функций они обеспечены развитой инфраструктурой: здания и площадки, электронно-вычислительная техника и программное обеспечение, а также другая необходимая техника. Таможенные органы декларирования сосредоточены в пунктах пропуска грузов и товаров через таможенную границу: аэропортах, портах, вокзалах, автомобильных грузовых терминалах и СВХ. Для декларирования отдельных групп товаров и для решения спецзадач организованы специализированные таможни: энергетическая, акцизная, оперативная, кинологическая и другие.
Особенности таможенного декларирования
Особенности таможенного декларирования – связаны с применением таможенного законодательства и правильности подачи сведений в таможенный орган. Таможенное декларирование опирается на ТК ЕАЭС, решения законодательных органов, приказы ФТС России. При этом важно знать особенности таможенного декларирования разных видов товаров. Для пресечения нарушений при декларировании проводиться таможенный контроль, который выявляет случаи недостоверного декларирования и попытки незаконного ввоза товаров. Существуют товары, ввоз которых запрещён, есть товары, которые находятся под санкциями. Подакцизные товары нужно оформлять только на акцизной таможне, товары, представляющие собой культурную ценность нужно оформить только специализированных таможенных постах для культурных ценностей. При проведении таможенного декларирования нужно знать и исполнять таможенные правила, если нарушения будут выявлены, наступает административная или даже уголовная ответственность. Если нужного опыта и знаний нет, то чтобы таможенное декларирование было проведено в соответствии с законом, лучше обратиться к нашим специалистам, которые помогут Вам. Специалисты нашей компании «Универсальные Грузовые Решения» помогут Вам провести таможенное декларирование с соблюдением всех правил и особенностей, в строгом соответствии с законом.
Таможенный орган декларирования
Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.
Основные функции:
-
защита интересов государства;
-
контроль за ввозом и вывозом грузов;
-
предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;
-
недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.
Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).
Дополнительные функции таможенного органа:
-
сбор платежей;
-
контроль за выполнением требований тарифного регулирования;
-
борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.
Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:
-
ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);
-
региональные таможенные управления;
-
таможни;
-
таможенные посты.
Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.
Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:
-
аэропорт;
-
морской порт;
-
вокзал;
-
грузовые терминалы для автотранспорта;
-
склады временного хранения.
Порядок таможенного декларирования
Существует строгая последовательность действий, которую декларант или его официальный представитель обязаны соблюдать:
-
Составление текста декларации, заполнение и подача ее в таможенный орган.
-
Регистрация таможенной декларации в таможенном органе либо отказ в регистрации. После регистрации таможенной декларации все сведения, указанные в таможенной декларации, имеют юридическое значение.
-
Проведение проверки заявленных сведений после регистрации.
-
Решение таможенного органа о выпуске таможенной декларации. Это решение может быть и отрицательным в виде отказа в выпуске в случае несоблюдения условия таможенной процедуры.
Таможенные услуги декларирования
Компания «СБ Карго» предоставляет следующий перечень услуг:
-
ответственное хранение партии товара в границах СВХ. Случаются ситуации, когда груз прибыл на пункт таможни, но процесс декларирования затягивается из-за некорректного заполнения или отсутствия некоторых документов. Задержки также могут быть вызваны техническими неисправностями со стороны органов таможни;
-
таможенный транзит. Наши специалисты связываются с импортером после прибытия груза на таможенный пункт и согласовывают декларирование;
-
подтверждение таможенного декларирования – если стоимость груза больше 200 евро, компания «СБ Карго» связывается с продавцом и согласует все нюансы подачи декларации. При необходимости информирует о предоставлении дополнительных документов;
-
перевод документов. В штате имеется команда переводчиков, которые оперативно подготовят все нужные бумаги;
-
подготовка деклараций на экспорт. Применимо для стран, в отношении которых действуют требования по заполнению индивидуальной экспортной декларации;
-
подготовка деклараций на список товаров. Подходит для случаев, когда клиент перевозит несколько товарных позиций одновременно. Специалисты классифицируют каждую единицу по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности);
-
внесение поправок после начала процедуры декларирования. Все сведения корректируются согласно документам, которые предоставляет заявитель. Это возможно сделать как во время процедуры декларирования, так и по ее окончанию.
Формы таможенного декларирования
В общем случае таможенное декларирование производится в электронной форме.
В письменной форме таможенное декларирование допускается, в частности:
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- в отношении товаров для личного пользования;
- в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов ЕАЭС с третьей стороной.
Таможенный контроль и декларирование товаров
Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.
Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.
Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.
Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:
-
Проверка соблюдения законности;
-
Реализация действующего законодательства;
-
Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.
Формы таможенного контроля:
-
Проведение опроса в устной форме;
-
Документальная проверка;
-
Таможенная проверка;
-
Наблюдение в границах таможенной территории;
-
Получение объяснений;
-
Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;
-
Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;
-
Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;
-
Осмотр складов, помещений, территорий;
-
Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.
Товары, подлежащие таможенному декларированию
Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.
Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».
Товары Таможенного союза — это:
-
Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;
-
Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;
-
Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).
Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.
Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:
-
Выпуск для потребления внутри ТС;
-
Отказ в пользу страны;
-
Операции реимпорта.
Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:
-
Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);
-
Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);
-
Припасы (гл. 50 ТК ТС).
Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:
- 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
- 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
- 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
- 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
- 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
- 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
- 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
- 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
- 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
- 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.
За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.
Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:
- 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
- 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
- 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.
Подача и регистрация деклараций на товары
Для принятия решения о регистрации деклараций, инспектор таможенного поста (отдел таможенного оформления и таможенного контроля ОТОиТК) в течении 2х часов с момента подачи декларации проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в регистрации ДТ. Основаниями для отказа в регистрации декларации являются:
1) если декларация подана на таможенный пост, который не уполномочен регистрировать такие декларации;
2) если декларация подана не уполномоченным лицом;
3) если в декларации не указаны все необходимые сведения, предусмотренные ТКТС;
4) если декларация не подписана, либо не заверена печатью или составлена не по форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей декларации (товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (ЗТК) и при электронном декларировании, документы должны быть размещены в электронном архиве.
При наличии оснований для отказа в регистрации, инспектор ОТОиТК направляет декларанту протокол ошибок или электронное сообщение об отказе в регистрации с причиной отказа или электронное сообщение.
При отсутствии вышеуказанных оснований декларации присваивается регистрационный номер, указывается он в верхнем правом углу.
Регистрационный номер формируется по следующей схеме, состоит из трех элементов:
ХХХХХХХХ/ХХХХХХ/ХХХХХХХ
1 — код таможенного поста, куда подается таможенная декларация;
2 — дата подачи и регистрации декларации;
3 — порядковый номер декларации, который присваивается декларации таможенным постом.
С момента присвоение регистрационного номера сведения, написанные в декларации приобретают юридическую значимость, декларант несет за них ответственность.
Что такое неполное таможенное декларирование (НТД)
Неполное декларирование — это вид декларирования, предполагающий предоставление частичной информации о товаре, экспортируемом с территории Таможенного союза (ТС).
Справка. НТД применяется в соответствии со статьей 115 «Неполное таможенное декларирование» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Порядок ее применения таков: декларант передает таможенным органам все известные ему на текущий момент сведения о продукте. Не указывать можно разве что такие данные, как:
- информацию о получателе груза и стране, в которую он направляется;
- сведения о транспортных средствах, с помощью которых груз прибудет в пункт назначения;
- данные об упаковке продукции.
Неполное таможенное декларирование позволяет выпустить товар с таможни и довести его до заказчика, но на этом работа с таможенниками не заканчивается. Декларант по прежнему обязан предоставить все необходимые сведения о грузе. Сделать это можно путем изменения (дополнения) сведений в грузовой таможенной декларации (ГДТ). О том, как внести дополнения, вы узнаете чуть позже.
Декларирование товаров в несобранном или разобранном виде
Товары в несобранном или разобранном виде декларируют согласно правилам, закрепленным в статье 117 «Особенности таможенного декларирования товара…» ТК ЕАЭС.
Особенность декларирования такой продукции в том, что одновременно с указанными в статье нормами нужно выполнять еще один ряд условий:
- В отношении предметов торговли выдано решение об их классификации.
- Декларант составляющих частей товара – лицо, которому выдано решение о классификации продукции.
- Декларирование всех компонентов проводится в одном и том же тамож. органе.
- Компоненты продукта ввозятся на тамож. территорию Союза в адрес одного получателя или вывозятся с такой территории от одного отправителя.
Решения о классификации товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, принимаются в отношении только определенного перечня товаров (п. 3 статьи 21 «Решения о классификации товаров, решения и разъяснения о классификации отдельных видов товаров…» ТК ЕАЭС).
Провозить несобранные или разобранные предметы торговли можно только при использовании следующих таможенных режимов:
- процедура выпуска для внутреннего потребления;
- процедура экспорта;
- процедура таможенного склада;
- процедура свободной таможенной зоны;
- процедура свободного склада;
- процедуру реэкспорта или реимпорта.
Согласно п. 2 ст. «Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде…» 103 Федерального закона №289-ФЗ, до начала декларирования товара, ввозимого в виде компонентов, декларант направляет в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование, уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом.
В уведомлении указываются следующие сведения:
- данные о декларанте;
- номер решения о классификации и дата его выдачи;
- планируемые сроки ввоза или вывоза товара;
- место нахождения груза на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого груза).
Каждая отдельная партия подлежит предъявлению таможенному органу, который будет принимать и оформлять груз.
В соответствии со статьей 111 «Условный выпуск товаров» Федерального закона №289-ФЗ, части продукта, помещенные под режим выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными до момента принятия таможней решения о выпуске последнего компонента товара в соответствии с заявленной процедурой.
Дата признания таможенных пошлин в налоговом учете
Не менее важной для целей налогового учета является дата признания в расходах экспортных таможенных пошлин. Она зависит от метода определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Налогоплательщик, использующий метод начисления, должен руководствоваться пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. В нем сказано, что датой осуществления расходов в виде таможенных платежей признается дата их начисления.
Таким образом, суммы таможенных пошлин, начисленные в соответствии с положениями ст. 319 Таможенного кодекса и отраженные во временной таможенной декларации, учитываются в составе прочих расходов по дате ее составления.
Указанный порядок учета позволяет налогоплательщикам отражать в составе расходов таможенные пошлины сразу по мере их начисления. Однако это приводит к несоответствию сумм таможенных платежей, начисленных во временной и полной таможенных декларациях.
Декларация на товары и транзитная декларация
Транзитная декларация предоставляется таможенному органу отправления при помещении товаров под процедуру таможенного транзита. Также в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие необходимые сведения, указанные в статье 182 ТК ТС.
Декларация на товары предоставляется таможенному органу при помещении товаров под таможенную процедуру (кроме процедуры таможенного транзита). Правом предоставления декларации на товары обладает декларант или таможенный представитель. Далее в нашей статье будет рассмотрен вопрос о том, кто может выступать в качестве декларанта.
Подача декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена. Перечень представляемых документов может отличаться в зависимости от заявляемой таможенной процедуры, от формы таможенного декларирования, видов таможенной декларации, категорий товаров и лиц. Оригиналы документов не всегда предоставляются в таможенные органы. Если они представлялись в таможенный орган ранее, то допускается повторное представление их копий, заверенных в установленном порядке.
Важно! Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию, подается до истечения срока временного хранения, который составляет два месяца (исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможней документов). По письменному обращению уполномоченного лица этот срок можно продлить, но не более чем на 4 месяца. По истечении срока временного хранения товары, не помещенные по таможенную процедуру, задерживаются.
Процедура декларирования экспорта
Оформление экспортных грузов становится доступным, если:
— перевозчиком уплачены все обязательные таможенные сборы и вывозные пошлины;
— соблюдены все принятые для вывоза и выпуска продукции ограничения и запреты;
— предоставлены все необходимые сертификаты на продукцию.
Таможенное оформление грузов, экспорт это или импорт, неизбежно сопряжено с определенными расходами. В случае вывоза товарных единиц, оформление экспорта из России неизбежно сопряжено с затратами на:
— предварительную подготовку документации;
— банковские операции;
— подготовку экспертных заключений, если в этом возникает необходимость;
— оплату таможенного сбора и вывозной таможенной пошлины (при наличии).
Многие клиенты сознательно увеличивают стоимость услуг, поскольку оформляют дополнительно договор страхования грузов от различных рисков.
Профессиональный таможенный брокер экспорт продукции осуществляет лишь после сбора всей необходимой документации для формирования декларации на экспортный товар. Таможенное оформление экспорта товаров, продуктов и грузов сопряжено с предоставлением развернутого пакета бумаг:
— бланков, позволяющих идентифицировать Декларанта;
— документов, подтверждающих оплату таможенных пошлин и таможенного сбора в соответствии с предоставленной декларацией.
Особенности процедуры
Порядок экспорта из Российской Федерации регулируется ТК ТС ЕАЭС и рядом других нормативных актов. Процедура вывоза строго регламентирована. У нее есть ряд особенностей:
- экспортер заранее уведомляет таможню о предстоящем прибытии груза, направляя в ее адрес грузовую таможенную декларацию, другие документы отгрузочные документы. Обычно подача документов происходит через Таможенного представителя;
- необходимо обеспечить возможность контроля, досмотра вывозимых грузов;
- обязательное требование — уплата сборов, пошлин, акцизов, налогов и других платежей в установленные законом сроки. Размер платежей определяют после классификации товара по ТН ВЭД и расчета его таможенной стоимости;
- для вывоза некоторой продукции необходимо получение дополнительных разрешений, свидетельств, сертификатов. В их числе сельскохозяйственная, животноводческая продукция, товары военного назначения, объекты интеллектуальной собственности.
При экспорте соблюдают следующий порядок действий:
- предварительное декларирование: подготовка декларации, ее предоставление в электронном виде до прибытия груза на таможню. Подача предварительной декларации может ускорить оформление экспорта. Она же уведомляет сотрудников таможни о времени предполагаемого прибытия груза, о том, что это будет за товар, о его количестве;
- доставка груза к месту контроля. Экспортируемый товар доставляют на таможню, одновременно направляя в ее адрес ГДТ и остальную товаросопроводительную документацию;
- оплата пошлин, сборов, внесение других обязательных платежей на основе данных, указанных в декларации;
- сопровождение контроля: документы направляют сотрудникам таможни для проверки, предоставляют груз для досмотра;
- выпуск таможней: если документы оформлены правильно, партия соответствует указанным в них данным, а платежи внесены своевременно, в полном объеме, груз будет допущен к экспорту. После этого его нужно забрать со склада временного хранения, обеспечить его транспортировку к получателю за рубежом, если груз оформлялся с выгрузкой на СВХ, а не на транспортном средстве.
Оформление на таможне при экспорте может выполнять Таможенный представитель. Компания СТТ Логистика имеет такой статус (Свидетельство о включении в реестр Таможенных представителей 1053/01), обеспечивает быстрое прохождение таможни для экспортируемых товаров, помогает организовать вывоз с минимальными рисками, оптимизацией сроков, размеров платежей.