Статья 229 НК РФ. Налоговая декларация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 229 НК РФ. Налоговая декларация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Комментарий к ст. 289 НК РФ

Необходимо отметить, что ВАС РФ решением от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 «О признании пункта 2 Приказа ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ и недействующим, а приложения N 4 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций соответствующим Налоговому кодексу РФ» признал пункт 2 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций недействительным, кроме того, суд определил, что Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ применяется к декларированию, осуществляемому после 28 февраля 2011 года.

Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ утверждена форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Приказом МНС РФ от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 утверждена Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Приказом МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утверждены форма налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1. Приказом МНС РФ от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации.

Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон N 244-ФЗ), а также соответствующих изменений в иные законодательные акты РФ утверждены формы:

— уведомления участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ об использовании права на освобождение (о продлении использования права на освобождение, об отказе от освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика;

— расчета совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ;

— расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Также данным Приказом утвержден Порядок заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Внимание!

Абзацем 2 пункта 2 статьи 80 НК РФ установлено, что лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.

Внимание!

Минфин России в письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 обратил внимание на пункт 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71), согласно которому предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.

Финансовое ведомство предположило, что налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Минфин России пришел к выводу, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством Российской Федерации срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако в судебной практике выработана противоположная позиция.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2010 N 3299/10 пришел к выводу, что обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена главой 25 НК РФ, в то время как представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль за отчетные периоды ни НК РФ, ни иными актами налогового законодательства не определено.

Таким образом, толкование понятия «налоговая декларация, представляемая за отчетный период» как расчета авансового платежа не основано на положениях НК РФ. Следовательно, в случае представления такой налоговой декларации с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 НК РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 119 НК РФ.

Особые разделы декларации по налогу на прибыль

Раздел № 1 подраздел 1.2 заполняют те, кто уплачивает ежемесячные и квартальные авансовые платежи. Его включают только в декларации за отчётные периоды, в годовой он не нужен.

Раздел № 1 подраздел 1.3 заполняют налоговые агенты по налогу на прибыль.
Приложение № 3 к листу 02 с расчётами всех расходов по операциям, по которым результаты финансовой деятельности учитываются при обложении прибыли налогом по ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ, кроме тех, что отражены в листе 05, заполняют организации, которые продали амортизируемое имущество.

Приложение № 4 к листу 02 с расчётом убытка или его части, которая влияет на уменьшение базы налога, заполняют организации, которые переносят убыток, полученный в прошлые годы.

Приложение № 5 к листу 02 с расчётом распределения платежей в бюджет субъекта между организацией и её подразделениями, заполняют организации с обособленными подразделениями (кроме тех, кто платит налог за обособки по адресу головного офиса).

Приложение № 6 к листу 02 с расчётом платежей по налогу в бюджет субъекта среди консолидированной группы, заполняют организации, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков. Участники консолидированных групп с обособленными подразделениями заполняют приложение №6а. В 2022 году приложение пополнилось двумя разделами:

  • Раздел А — с суммой налоговых баз (убытков) участников КГН, в котором производится расчёт консолидированной налоговой базы КГН и расчёт консолидированной налоговой базы КГН по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами;
  • Раздел Б — с доходами и расходами участника КГН аналогично разделу А.

Приложение №7 к листу 02 с расчётом инвестиционного вычета, которое состоит из четырёх разделов: А, Б, В, Г. Сначала рассчитывается вычет из авансовых платежей и налога, перечисляемых в бюджет субъекта РФ. Затем рассчитывается уменьшение суммы авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Также есть дополнительные разделы для расчёта предельной величины вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, по организации с обособленными подразделениями и без них.

Лист 03 заполняют налоговые агенты, которые выплачивают дивиденды и проценты по ценным бумагам.

Лист 04 заполняют налогоплательщики, чья прибыль облагается налогом по следующим ставкам:

  • доходы, облагаемые по налоговой ставке 15%, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (в части государственных и муниципальных ценных бумаг);
  • доходы, облагаемые по налоговой ставке 9%, предусмотренной пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы, облагаемые по налоговой ставке 0%, предусмотренной пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в иностранных организациях), облагаемые по налоговой ставке 13% согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ;
  • доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в иностранных организациях), облагаемые по налоговой ставке 0% согласно пп. 1 и 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ;
  • доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в российских организациях), облагаемые согласно п. 2 ст. 282 НК РФ;
  • доходы от реализации или иного выбытия акций (долей участия), облигаций, облагаемые по налоговой ставке 0% согласно п. 4.1 ст. 284 НК РФ;
  • доходы, облагаемые по налоговой ставке 15%, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (в части облигаций);
  • доходы, полученные акционером организации или его правопреемником при распределении имущества ликвидируемой организации.

Комментарий к Ст. 289 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.

Читайте также:  В чью пользу можно отказаться от наследства?

Таким образом, налоговые декларации по налогу на прибыль обязаны представлять все налогоплательщики. Декларацию по налогу на прибыль представляют в следующие сроки:

— по итогам каждого отчетного периода — не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;

— по итогам налогового периода (года) — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал (первое полугодие, девять месяцев), декларацию нужно представлять в следующие сроки:

— за I квартал — не позднее 28 апреля отчетного года;

— за полугодие — не позднее 28 июля отчетного года;

— за девять месяцев — не позднее 28 октября отчетного года; — за год — не позднее 28 марта года следующего года.

Если отчетным периодом по налогу на прибыль является месяц, декларацию нужно представлять:

— по итогам отчетных периодов — не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим;

— по итогам налогового периода (года) — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 3, 4 ст. 289 НК РФ, абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Что такое налоговая декларация

НК РФ Статья 80. Налоговая декларация, расчеты

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 6 п. 3 ст. 80 (в ред. ФЗ от 28.01.2020 N 5-ФЗ) применяется к правоотношениям, связанным с представлением расчетов по страховым взносам начиная с расчета по страховым взносам по итогам расчетного периода 2020 года.

Комментарий к Ст. 289 Налогового кодекса

Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что ВАС РФ решением от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 «О признании пункта 2 Приказа ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ и недействующим, а приложения N 4 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций соответствующим Налоговому кодексу РФ» признал пункт 2 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций недействительным, кроме того, суд определил, что Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ применяется к декларированию, осуществляемому после 28 февраля 2011 года.

Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ утверждена форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Приказом МНС РФ от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 утверждена Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Приказом МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утверждены форма налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1. Приказом МНС РФ от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации.

Читайте также:  Доплату до МЗП, базовую доплату до МЗП начислили. А что с ними делать дальше?

Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон N 244-ФЗ), а также соответствующих изменений в иные законодательные акты РФ утверждены формы:

— уведомления участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ об использовании права на освобождение (о продлении использования права на освобождение, об отказе от освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика;

— расчета совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ;

— расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Также данным Приказом утвержден Порядок заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Внимание!

Абзацем 2 пункта 2 статьи 80 НК РФ установлено, что лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.

Внимание!

Минфин России в письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 обратил внимание на пункт 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71), согласно которому предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.

Финансовое ведомство предположило, что налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Минфин России пришел к выводу, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством Российской Федерации срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако в судебной практике выработана противоположная позиция.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2010 N 3299/10 пришел к выводу, что обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена главой 25 НК РФ, в то время как представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль за отчетные периоды ни НК РФ, ни иными актами налогового законодательства не определено.

Таким образом, толкование понятия «налоговая декларация, представляемая за отчетный период» как расчета авансового платежа не основано на положениях НК РФ. Следовательно, в случае представления такой налоговой декларации с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 НК РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 119 НК РФ.

Ссылку нижестоящих судов на разъяснения, содержащиеся в пункте 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, суд признал некорректной, так как эти разъяснения основаны на обстоятельствах, касающихся представления расчета авансового платежа (в частности, по единому социальному налогу), и положениях главы 24 НК РФ, которые обязывали плательщиков единого социального налога по итогам отчетного периода представлять в налоговый орган именно данный расчет как документ, а не налоговую декларацию.

В отношении письма Минфина России суд указал, что оно является ответом на частный вопрос по обстоятельствам, идентичным фактам в настоящем деле, и выражает мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, которое противоречит положениям НК РФ.

При этом данная позиция Президиума ВАС РФ ранее уже поддерживалась частью судов (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2009 N А74-1719/08-Ф02-7037/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 N А70-7521/2009).

Таким образом, рассматривать налоговую декларацию, представляемую за отчетный период, в качестве расчета авансового платежа, неправомерно.

Внимание!

Как разъяснил Минфин России в письме от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15, НК РФ предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. В настоящее время налоговые органы при начислении пеней на авансовые платежи применяют следующий механизм их расчета. В частности, пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пени начисляются на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансового платежа, исчисленного исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

Внимание!

Как указано в письме от 09.07.2009 N 03-03-06/1/455, уплата налога организацией, не имеющей обособленных подразделений, производится по месту ее нахождения.

Порядок заполнения декларации

Следуя правилам, которые дает инструкция, приведем пример порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль за 4 кв. 2022 с учетом авансовых расчетов и сформируем годовой отчет.

Шаг 1. Оформление начинается с титульного листа. В нем указываются данные налогоплательщика (название, ИНН, КПП, Ф.И.О. подписывающего лица) и реквизиты ИФНС, куда сдается отчет. Обязательно прописывается код места предоставления:

  • 214 — по месту нахождения российской организации;
  • 220 — по месту нахождения обособленного подразделения.

Для обозначения налогового (отчетного) периода предусмотрены специальные коды:

  • 21 — первый квартал;
  • 31 — полугодие;
  • 33 — девять месяцев;
  • 34 — год.

Если вы готовите ежемесячный отчет, то обращайте особое внимание на примечания. Для обозначения периода при сдаче ежемесячных отчетов используйте коды:

Количество месяцев Код
Один 35
Два 36
Три 37
Четыре 38
Пять 39
Шесть 40
Семь 41
Восемь 42
Девять 43
Десять 44
Одиннадцать 45
Отчет за год 46

Шаг 3. Заполняем лист 02

Это самая содержательная часть декларации. В позиции листа 02 вносятся данные о доходах и затратах, формирующих налогооблагаемую базу. Указываем признак налогоплательщика в соответствии с предложенным списком в бланке.

Вот как заполнить декларацию по налогу на прибыль за 1 кв. 2023 года — строки листа 02:

  • 010 — поступления от реализации;
  • 020 — внереализационная доходность;
  • 030 — затраты, связанные с продажами;
  • 040 — внереализационные издержки;
  • 050 — убыток (не учитываемый при налогообложении);
  • 060 — итоговая величина прибыли;
  • 070 — доходность, которая не подлежит учету в качестве прибыли;
  • 080, 100, 110 — показатели для особых случаев, таких, как льготы или убытки;
  • 120, 130 — итоговая база по налогу на прибыль;
  • 140, 150, 160, 170 — позиции для указания налоговых ставок;
  • 171 — реквизиты регионального закона для пониженных ставок налога;
  • 180 — итоговая сумма рассчитанного налога;
  • 190 — налог в размере 3 %, уплачиваемый в федеральный бюджет;
  • 200 — налог в размере 17 %, уплачиваемый в бюджет субъекта региона.

Актуальный пример заполнения декларации на прибыль в 2023 году в части листа 02.

Пример заполнения декларации по налогу на прибыль: образец

Допустим, что ООО «Альфа»:

  • уплачивает квартальные и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль;
  • не уплачивает торговый сбор и налоги за пределами РФ;
  • не имеет права на применение пониженной ставки по налогу на прибыль в региональный бюджет;
  • не имеет обособленных подразделений.

За полугодие 2020 г. организация имеет следующие показатели:

Доходы от реализации Это:
  • выручка от реализации товаров собственного производства – 50 500 000 руб.;
  • выручка от продажи прочего имущества (инструмента) – 500 000 руб.
Внереализационные доходы Стоимость материалов, оставшихся после ликвидации ОС, – 120 000 руб.
Расходы, связанные с производством и реализацией Это:
  • прямые расходы – 30 100 000 руб., в т. ч. амортизация, начисленная линейным методом, в размере 2 300 000 руб.;
  • косвенные расходы – 12 080 000 руб., из них страховые взносы на обязательное соцстрахование, учитываемые при расчете налога на прибыль, – 2 000 000 руб.;
  • цена приобретения прочего имущества (инструмента) и расходы на его продажу – 420 000 руб.
Внереализационные расходы в сумме 760 000 руб. Из них:
  • проценты за банковский кредит – 400 000 руб.;
  • расходы на ликвидацию ОС (в т. ч. недоначисленная амортизация по нему) – 360 000 руб.
Сумма авансовых платежей, уплаченных в течение полугодия 2020, составила 1 400 000 руб. В том числе:
  • в федеральный бюджет – 210 000 руб.;
  • в региональный бюджет – 1 190 000 руб.
Сумма исчисленного авансового платежа за 1 квартал 2020. составила 700 000 руб. В том числе:
  • в федеральный бюджет – 105 000 руб.;
  • в региональный бюджет – 595 000 руб.

Структура декларации по налогу на прибыль.

Декларация по налогу на прибыль представляет собой документ из 46 страниц.

Читайте также:  Санкт-Петербург. Региональные льготники

Декларация по налогу на прибыль состоит из обязательной части и части, которая заполняется при определенных условиях.

К обязательной части относятся:

  • титульный лист,
  • раздел 1, подраздел 1.1 первого раздела с суммой налога, которую нужно исчислить в бюджет,
  • второй лист за номером 02 с расчетом налога на прибыль,
  • приложения ко второму листу № 1 — с реализационными и внереализационными доходами,
  • приложения ко второму листу № 2 — с затратами на производство и продажу, внереализационными расходами и убытком, который приравнен к этим расходам.

Опционные разделы, заполняемые при наличии определенных условий:

  • приложения № 1,
  • приложение № 2,
  • подразделы 1.2 и 1.3 первого раздела,
  • приложения № 3, № 4, № 5 к листу 02,
  • листы за номерами 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09.

Что такое налоговая декларация

Налоговая декларация является заявлением налогоплательщика. В нем указывается объект обложения, доходы, источники доходов, расходы, база, льготы, величина налога и прочие значимые данные. На основании этой информации рассчитывается и выплачивается налоговый сбор.

Формы налоговых деклараций по налогам отличаются. Платят налоги все физлица, индивидуальные предприниматели, организации. Граждане отчитываются по имуществу, транспортным средствам, полученным доходам. Юрлица оплачивают налоги с прибыли, исходя из используемого режима налогообложения. В определенных случаях юрлица платят водный, земельный, транспортный налог, акцизный сбор.

Предусмотрена для юрлиц единая налоговая декларация упрощенной формы (ф. КНД 1151085). Такая отчетность подается при отсутствии в соответствующем периоде облагаемых операций. Во всех прочих случаях по всякому налогу подается отдельная декларация.

В чем особенности декларации?

Обновленный отчет по НДС с 2021 года не ограничивается тем, что в нем указывается сумма исчисленного налога и порядок расчета налоговой базы. В качестве дополнения в форму декларации стали входить данные из книги покупок и книги продаж за отчетный период (разделы 8 и 9).

В каждой строке разделов указывается:

  • ИНН/КПП контрагента;
  • исходные данные о зарегистрированном счете-фактуре (номер, дата);
  • время приема на учет полученных товаров/услуг;
  • сумма прихода/реализации;
  • величина НДС.

При электронной передаче декларации в налоговый орган происходит автоматическая сверка сведений, представленных в отчете. Во-первых, производится контроль актуальности ИНН партнера по регистрам учета юридических лиц. Во-вторых, сверяются записи в книгах покупок/продаж обоих контрагентов.

Такая система сдачи декларации по НДС дает возможность налоговому инспектору проводить камеральную проверку уже на этапе приема отчета.

Если нарушен срок подачи 3-НДФЛ

Нарушение сроков представления декларации 3 НДФЛ, наказывается в соответствии со 119 статьей Налогового кодекса РФ. Сумма штрафа не фиксированная и зависит от длительности просрочки, но в любом случае не может быть менее 1 тысячи рублей.

В общих случаях величина штрафных санкций рассчитывается как соотношение 5 процентов от суммы налога по просроченной декларации к количеству просроченных месяцев. Максимальная величина штрафа не может превышать 30 процентов от суммы подлежащего уплаты налога.

Законным способом сдачи декларации с нарушением срока выступает единственный случай, при котором с физического лица полностью удержан весь объем подоходного налога, и декларация подается с целью получения налогового вычета.

Стать автором

Стать экспертом

Законодательство, регламентирующее срок сдачи декларации по УСН

Вот и заканчивается календарный год, все ИП и ЮЛ, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны представить в ИФНС налоговую декларацию согласно п.1 статьи 346.19 и п.1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Сроки подачи налоговой отчетности по упрощенке прописаны в статье 346.23 НК РФ. Чтобы не ошибиться с днем подачи декларации предпринимателям и организациям и не попасть на штрафные санкции, прочитайте внимательно эту статью. В конце ее вы найдете калькулятор, позволяющий рассчитать последний день для разных налогоплательщиков, так как единого срока для всех категорий нет.

Упомянем самые распространенные сроки, в поиске которых организации и ИП попадают на эту страницу. Юридическим лицам нужно сдать декларацию по УСН не позже 31 марта следующего после отчетного года, а ИП должны отчитаться по налогу не позже 30 апреля, это правило установлено в п.1 ст.346.23 Налогового Кодекса РФ. Но есть нюансы и случаи, когда указанные даты не верны, поэтому прочитайте информацию ниже, и воспользуйтесь калькулятором сроков подачи отчетности внизу статьи.

Бухгалтерская отчетность иностранной организации

Иностранная организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность на территории РФ, обязана вести бухгалтерский учет, что зафиксировано в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»3, а также в Положении по ведению бухгалтерского учета4 (далее — Положение).

Условием ведения бухгалтерского учета является имущественная обособленность организации (п. 10 Положения). В соответствии с этим филиал или представительство, выполняя функции юридического лица, отражают результаты самостоятельно осуществляемых хозяйственных операций на соответствующих счетах учета.

Филиалы и представительства на начало финансового года должны утвердить учетную политику, в которой предусматриваются способы ведения бухгалтерского учета. Требования к составлению учетной политики организации и ее формированию регламентируются ПБУ 1/98, которое устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений). Формирование учетной политики, отражающей показатели деятельности и бухгалтерский учет организации, является обязательным.

Также на все иностранные организации распространяется обязанность вести налоговый учет и составлять налоговую учетную политику. Налоговый учет осуществляется в целях получения полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, проведенных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, позволяющей контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления налога и его уплаты в бюджет.

В настоящее время обязанность вести налоговый учет, общие требования к организации и ведению налогового учета регламентируются главой 25 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации, обязаны отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и представлять в налоговый орган отчетность. Общие вопросы представления налоговой отчетности определены в части 1 НК РФ, а порядок составления и представления налоговых деклараций и налоговых расчетов по конкретным видам налогов — в соответствующих главах части 2 НК РФ.

Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых расчетов. Каждый налоговый расчет подается в соответствующие сроки. Объем отчетности (количество сдаваемых налоговых расчетов) для иностранных организаций может различаться.

Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет, что каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, представляется налоговая декларация, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.

Существуют отчетный и налоговый периоды сдачи отчетности и уплаты налогов. По многим налогам отчетным периодом является каждый квартал, а налоговым периодом — календарный год. Если по итогам отчетных периодов в определенных случаях возможно представление налоговой отчетности в упрощенной форме, то по итогам налогового периода налоговые декларации представляются в полном объеме с заполнением всех предусмотренных пунктов.

Достоверность и полноту сведений, указанных в налоговых декларациях и отчете о деятельности, подтверждают подписями главы представительства и главного бухгалтера организации или уполномоченных представителей, а также печатью организации.

Обмен информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по каналам связи регламентируется Порядком предоставления налоговой декларации в электронном виде5.

Закон «Об электронной цифровой подписи»6 обеспечивает правовую основу для построения деловых отношений между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками в режиме реального времени. В соответствии с данным законом документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает статус оригинала, что позволяет налогоплательщикам и налоговым органам обмениваться по электронным каналам связи конфиденциальной информацией.

Декларация может быть предоставлена в электронном виде по инициативе налогоплательщика, в случае если у налогового органа имеются технические средства и возможности для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС. В настоящее время все налоговые инспекции города Москвы имеют возможность принимать бухгалтерскую и налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, а все налогоплательщики — юридические лица города Москвы, в том числе иностранные организации, при желании имеют возможность сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде, отказавшись от ее предоставления на бумажных носителях.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периодов представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

В соответствии с п. 4 ст. 307 НК РФ, если иностранная организация имеет на территории Российской Федерации более одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, по каждому отделению налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно. В связи с этим каждое отделение сдает отчетность по месту своего нахождения.

Наряду с налоговой отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, представляют годовой отчет о деятельности7 вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *