Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сроки рассмотрения дтп с пострадавшими увеличиваются, так как бумажной работы становится несравненно больше. Если произошла такая авария, то степень ее последствий, как и срок давности по дтп с пострадавшими зависит от разных факторов, основной из них – это степень и характер вреда, который был причинен пострадавшему. Порядок расследования дтп с пострадавшими также будет основываться на множестве факторов, и от действий самих участников аварии. Если ты попал в дтп с пострадавшим, главное никогда не покидать место аварии, в противном случае последствия будут куда серьезней. Оформление при дтп с пострадавшим будет стоять не на первом месте, сначала нужно оказать помощь человеку, который получил увечья.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?
- Выполнить все правила поведения при ДТП;
- Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
- Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
- Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Обязанности пассажира
В соответствии с требованиями Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме.
Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта
В легковом автомобиле наиболее безопасное место — справа сзади от водителя. А самое опасное место — переднее сиденье рядом с водителем. В поезде самое безопасное место — на нижней полке. При следовании железнодорожным транспортом, войдя в вагон, нужно достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку или в специальное отделение нижней полки. Деньги и документы должны находиться при вас. В случае аварии необходимо в первую очередь спасать жизнь, а не вещи!
Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери.
Если у вас на плечах находится рюкзак, нужно его снять и держать в руках. Девушкам при посадке рекомендуется сумочку всегда держать перед собой, а в сидячем положении — на коленях.
Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее — она может случайно открыться.
Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке.
Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон транспортного средства во время его движения, отвлекая водителя от управления.
Правила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом
- Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, — на тротуаре или обочине дороги.
- При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.
- Посадка должна производиться через передние двери, а высадка — через задние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
- После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее.
Правила поведения в метро
Поведение на эскалаторе:
- стойте справа, идите слева;
- нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.
Поведение на платформе:
- не заходите за ограничительную линию;
- если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле
- Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика.
- Нельзя переходить с места на место во время движения.
- Нельзя сидеть на борту.
- Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Приведем пожелания для пешеходов известного писателя, путешественника и специалиста по вопросам выживания в экстремальных условиях А. А. Ильина из его книги «Большая энциклопедия городского выживания» (М.: ЭКСМО, 2003), которые учитывают общую культуру в области безопасности наших участников дорожного движения: «Современные водители пешеходов не любят и их права не уважают. Если бы все владельцы автомототранспорта приняли несложную истину, что пешеход всегда прав, но даже если не прав, это не повод его давить, по улицам можно было бы ходить, задрав голову к небу». А поскольку в дорожной практике нашей страны до этого еще очень далеко, Андрей Ильин предлагает пешеходу видеть дорогу глазами водителя. |
По каким причинам возникают происшествия?
Причины ДТП являются многочисленными, но наиболее часто они возникают из-за невнимательности, халатности или неграмотности водителей. Некоторые владельцы автомобилей вовсе не знают основные положения ПДД, поэтому регулярно нарушают данные правила, что часто приводит к ДТП.
Нередко после происшествия не получается определить, в чем основания причина происшествия. При таких условиях судом назначается экспертиза ДТП, заключающаяся в комплексном изучении всех обстоятельств аварии.
К основным причинам, по которым возникают аварии, относится:
- водители нарушают ПДД;
- автовладельцы обладают недостаточным опытом и квалификацией, чтобы оперативно среагировать на какую-либо аварийную ситуацию;
- имеется какая-либо техническая неисправность в машине;
- неправильно расположен груз;
- плохо закреплен груз на автомобиле;
- участники дорожного движения ведут себя неправильно, причем сюда относятся не только автовладельцы, но и пешеходы или велосипедисты;
- дорожные условия являются неудовлетворительными, поэтому не могут оптимально водители реагировать на большое количество снега или сильный ливень.
По статистике наиболее часто аварии возникают из-за неправильной реакции водителей на те или иные обстоятельства. Дополнительно нередко пешеходы переходят дорогу в неположенном месте или на запрещенный цвет светофора.
Какие подготавливаются документы?
Инспектор ГИБДД обязан подготовить многочисленную документацию, копии которой передаются участникам аварии. К этим документам относится:
- протокол осмотра места аварии, где указываются все факты ДТП, место и время происшествия, а также описываются участники аварии, погодные условия и состояние дорожного покрытия;
- схема происшествия, для чего предварительно проводятся соответствующие измерения подходящим оборудованием, что позволяет установить положение машин до столкновения, места удара, а также другие важные особенности;
- протокол осмотра машин, включающий описание всех видимых повреждений, полученных в результате ДТП;
- если имеются признаки того, что водитель находится в состоянии опьянения, то проводится медицинское освидетельствование, по результатам которого формируется соответствующий акт;
- письменные объяснения участников аварии и выявленных свидетелей;
- справка о ДТП.
Все документы могут изучаться участниками происшествия, причем они могут выразить несогласие с разными сведениями, указанными в бумагах.
ДТП с пожилыми людьми
Не менее важный вопрос. Потому что таких происшествий множество. Водители, увидев на дороге человека в возрасте, проезжают мимо. Нельзя оставаться настолько безучастными, ведь он в пространстве ориентируется не так хорошо, как в молодости, тем более в зоне повышенной опасности. Нужно остановиться и помочь ему перейти дорогу.
К сожалению, для многих ДТП заканчиваются летальным исходом. Конечно, основной причиной несчастных случаев становятся психофизиологические изменения, которые происходят в организме со старением. Поэтому, заприметив на «зебре» старичка или старушку, необходимо максимально снизить скорость, а потом остановиться, обеспечив тем самым безопасный переход.
Попав в ДТП, люди преклонного возраста полагали, что переходят дорогу правильно, при этом упуская из виду свои особенности немолодого организма. Но если быть бдительным и внимательным, ДТП можно избежать. Поговорим о том, как предостеречь себя от несчастного случая.
Возможные причины аварий по вине пешехода
Специалисты проводят анализ причин, приводящих к авариям. Так, было установлено, что ДТП с пешеходом происходят довольно часто и в большинстве случаев по его собственной вине. Наши граждане переходят дорогу там, где им удобно. Одни считают, что водители обязаны пропускать людей всегда, другие руководствуются приоритетным правом на дороге, о котором говорится в ПДД. Но не стоит забывать, что автомобили имеют разные технические характеристики, и резко затормозить удается не всегда.
По сведениям госавтоинспекторов, причины ДТП по вине самих пешеходов, бывают следующие:
- незнание и нежелание соблюдать правила движения на дороге;
- перебегание автомагистрали на красный свет;
- попытки догнать отъезжающую маршрутку;
- отсутствие на верхней одежде световозвращающих элементов;
- выход на дорогу в состоянии опьянения после употребления алкогольных напитков;
- неловкое движение, повлекшее падение под колеса движущегося автомобиля.
Рассмотрим подробнее распространенные ситуации, когда в аварии виноват пешеход.
Поговорим о профилактике дорожно-транспортного травматизма
И вернемся вновь к детям. Родителям необходимо предпринять все возможные меры, чтобы уберечь ребенка от опасности на дороге. Порой очень сложно выявить виновника ДТП, потому что оно случается по причине многих субъективных факторов. Хотя в первую очередь ответственность должны нести водители, родители и равнодушно проходящие мимо люди.
Следует также помнить, что дети остаются детьми. Они активны, динамичны, веселы, любят играть и резвиться. И смотрят на мир иными глазами, нежели взрослые. Они в силу своего психологического развития не могут объективно оценить расстояние до движущейся машины и скорость. Водителям стоит принять к сведению, что, заметив ребенка в районе проезжей части, необходимо снизить скорость, малыш может повести себя отнюдь не предсказуемо — резко выскочить на дорогу, остановиться и внезапно рвануть в другую сторону, то есть менять траекторию движения в любом направлении.
С целью профилактики ДТП сотрудникам и преподавателям школ, воспитателям дошкольных учреждений необходимо проводить различные мероприятия и тестирования, дабы уберечь детей от дорожно-транспортного травматизма.
Оставайтесь на месте ДТП
Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.
Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.
Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.
Есть пострадавшие или погибшие
При возникновении ДТП, в котором его участники получили серьезные травмы, а ТС значительные повреждения, следует как можно скорее предпринимать следующие меры:
- Выключите двигатель авто, поставьте его на ручник, включите аварийную сигнализацию;
- Выйдите из машины, быстро оцените обстановку, осмотрите зону торможения;
- Установите знак аварийной остановки так, чтобы для проезжающих машин визуально огородить всю зону торможения, включая сбитые в процессе экстренного торможения предметы/объекты;
- Быстро осмотрите пострадавших. В случае, если пострадавший получил повреждения легкой/средней степени, попытайтесь оказать первую медицинскую помощь, воспользовавшись аптечкой, находящейся в багажном отделении авто. Если же этого будет недостаточно, ввиду понесенных пострадавшим увечий, остановите попутное транспортное средство, погрузите в него пострадавшего участника ДТП и направляйтесь в ближайшее мед. учреждение;
В случае летального исхода одного из участников ДТП в течение 5 дней после его возникновения, ответственность за последствия ложится на плечи виновника аварии:
- По дороге вызовите на место ДТП работников ДПС, а также известите о произошедшем свою страховую компанию. Не забудьте сообщить о причинах, по которым Вы были вынуждены покинуть место аварии;
- Если необходимости покидать место ДТП нет, до приезда работников ДТП попробуйте собрать как можно больше свидетелей, которые впоследствии подтвердят Вашу версию произошедшего. Ими могут быть как участники ДТП, так и пешеходы;
- Если ТС, оказавшиеся в ДТП, загораживают движение остальному дорожному потоку, следует зафиксировать их расположение (с разных ракурсов) на камеру телефона или другого технического средства, а после отогнать их с проезжей части.
Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.
Опасности тумана:
- Снижение дальности обзора.
- Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
- Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
- Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.
В случае гололёда актуальными советами будут:
- Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
- Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
- Передачи переключать желательно быстро, но плавно.
Опасности сильных дождей:
- Снижение видимости.
- Повреждение дорожных знаков.
- Размыв самого полотна дороги.
- Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
- Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
- Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.
Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:
- Уменьшение дальности видимости.
- Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
- Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
- Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
- Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
- Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.
Наказание при средней тяжести
Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.
В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.
При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Презентация на тему: » Пассажир. Безопасность пассажира. МБОУООШ 9 г. Ливны. Преподаватель-организатор ОБЖ Максимов А.И.» — Транскрипт:
1 Пассажир. Безопасность пассажира. МБОУООШ9 г. Ливны. Преподаватель-организатор ОБЖ Максимов А.И.
2 Мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
3 Городской транспорт, который перевозит пассажиров, назы вается общественным. Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро. Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.
4 Правила поведения во всех видах общественного транспорта Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, не толкаться, не суетиться, не мешать другим людям. Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.
5 Правила поведения во всех видах общественного транспорта Передвигаться по салону рекомендуется только при полной остановке транспортного средства. Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.
6 Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП). Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
7 Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно вниматель ным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.
8 При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля; нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги. Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле
9 Правила поведения в метро При спуске в метро на эскалаторе: стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
10 Опасные ситуации в транспорте Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери. При заблокировании дверей для эвакуации из салона транс портного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя. В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
11 В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться. Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением одновременно на обе ноги.
13 1. Кто считается пассажиром? 2. Каким транспортом вы пользуетесь чаще? Составьте правила пользования этим транспортом.
14 В дневнике безопасности запишите краткое изложение правил поведения при возникновении опасных ситуаций на транспорте.
15 1.Представьте, что в автобусе возник пожар. Опишите порядок действий пассажиров. 2. Вы спускаетесь на эскалаторе в метро. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?
5.За 3 месяца текущего года в области зарегистрировано 245 дорожно-транспортных происшествий, в которых 47 человек погибли и 281 получили ранения. Существенное число дорожных аварий (219 ДТП) совершено из-за нарушений правил дорожного движения водителями ТС.
Из-за несоблюдения Правил дорожного движения водителями автобусов совершено 9 ДТП. Почти каждый третий наезд на пешеходов произошел по вине самих пеших участников дорожного движения (30 ДТП). Актуальной остается проблема детского дорожно-транспортного травматизма. За три месяца текущего года зарегистрировано 13 дорожно – транспортных происшествия с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 1 несовершеннолетний погиб и 12 получили ранения. По собственной неосторожности в 2 ДТП 2 ребенка травмированы. Как вы думаете, почему дети попали в ДТП? Что поможет нам? Сейчас проверю ваши знания.
3. Игра «Доскажи словечко» О чем мы должны не забывать на дороге? Что поможет? А сейчас я проверю, как вы знаете пдд и дорожные знаки.
У него глаза цветные –
Не глаза, а два огня.
Сверху смотрит на меня. (светофор )
Заучи закон простой:
Красный свет зажегся… (стой)
Желтый скажет пешеходу:
Приготовься к …(переходу)
Говорит он всем… (иди)
Кто в большой-большой мороз
Никогда не прячет нос?
Кто ответит без запинки
Как вам улицу найти?
Как дорогу перейти?
В школе вы ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке
Все мы – посетители.
А на улицу, коль вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Есть подземный, и наземный,
И похожий есть на зебру.
От машин тебя спасает,
Твой помощник …(переход)
И, шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши,
Пол землей коридор
На ту сторону ведет,
Нет ни двери, ни ворот-
И проспекты, и бульвары –
Проходи по тротуару
Только с … стороны. (правой)
Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал.
4.Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (К доске вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя). Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречу друг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.
5.Кроссворд слайд 7
О чем расскажут знаки?
Какие группы дорожных знаков знаете?
6.Работа по парам «Собери дорожный знак». Проверим ваши знания знаков.
III . Формирование новых знаний.
1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Всем придется все равно.
Он домчит вас быстро, ловко
Знак …(Автобусная остановка) – особых предписаний. (таблица на доске)
— Если мы идем, переходим, мы являемся …
— А если мы сели в автобус, троллейбус, трамвай, мы кто?
Дорожно-транспортные происшествия
Точнее это не причина а лишь сопутствующий фактор, как и туман, ливень, снегопад, гололёд. Причинами же могут быть выбор водителем скорости и траектории движения которые не соответствуют видимости, погодным и дорожным условиям; также сон за рулём, неправильные действия водителя при ослеплении встречным светом.
Мировая история и современность знают такие случаи когда количество нетрезвых водителей не уменьшалось. Во Франции такое было. Пока традиция выпить вина в обед не была приравнена к уголовному преступлению с суровыми наказаниями если садишься за руль. В США сурово наказывают, просто сажают на время в тюрьму, и на дорогах на какое-то число пьяных водителей обязательно уменьшается. Арифметика эффекта простая: — сидя в тюрьме они не могут ездить. И чем больше водителей сидит в тюрьме, — тем меньше вероятность что оставшиеся на дороге ездят пьяными. Известно, что в тюрьмах США самое большое число заключённых в мире, и строить новые тюрьмы там не стесняются.
Основной причиной ДТП является
недисциплинированность участников движения. Термин «дорожное
движение» определяет динамическую систему, образующуюся в
результате взаимодействия водителей, автомобилей, пешеходов,
велосипедистов и других его участников. Понятно, что безопасность
движения зависит от правильного поведения всех его участников. Это
обстоятельство можно характеризовать как недостаточную изоляцию
автомобильных потоков от других участников движения и в первую очередь
от пешеходов. Наши и зарубежные статистические исследования убедительно
показывают, что на автомагистралях, по которым запрещено движение
тихоходных транспортных средств (ТС) и пешеходов, относительные
показатели аварийности (например, количество ДТП на 1 млн км пробега) в
три-четыре раза ниже, чем на дорогах, открытых для всех участников
движения.
Важным фактором, обусловливающим сложность решения
проблемы БД, является недостаточная обеспеченность автомобильного
транспорта соответствующими всем параметрам дорогами. При этом разрыв
между численностью парка автомобилей и протяженностью улично-дорожной
сети (УДС) увеличивается. Если парк автомобилей увеличивается примерно
на 10% в год, то прирост протяженности дорог не превышает 1%.
Следствием этого является постоянное увеличение стесненности дорожного
движения, а, следовательно, резкое учащение непосредственных контактов,
взаимодействия участников движения, которое во многих случаях носит
характер конфликтных ситуаций, часто перерастающих в ДТП.
Решение проблемы БД зависит от трех факторов:
— социального, связанного с деятельностью человека (водителя,
пешехода, профессиональных работников автомобильного транспорта, ГИБДД,
дорожного хозяйства);
— конструктивного совершенствования транспортных средств и
автомобильных дорог, включая технические средства управления ДД;
— окружающей среды, включая государственную политику в
области обеспечения БД, систему безопасности движения и структуру
управления ею, законодательно-правовые аспекты БД и другое.
Какой из перечисленных факторов главный? В решении
таких глобальных проблем необходим комплексный, государственный подход
и объективно все эти факторы являются одновременно главными и все же
приоритет необходимо отдать социальному фактору. Безопасность ДД
является прежде всего объектом социальной политики, поскольку это жизнь
и здоровье граждан страны, а все остальные аспекты следует
рассматривать лишь в качестве обеспечивающих систем.
Рассматривая роль государства в решении проблемы
БД, следует оценивать две стороны этого вопроса. Первая —
государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении
цивилизованные средства, чтобы защитить своих граждан от опасностей
автомобилизации. Вторая — осознание самими гражданами
необходимости беспрекословного выполнения требований государства по
обеспечению БД, т. е. необходима система мер убеждения и
принуждения.
Таким образом, обеспечение безопасности движения
на AT — это часть общегосударственной проблемы дорожной
безопасности, которая является комплексной и многоплановой и поэтому
требует для своего решения активного участия представителей различных
областей знания и секторов народного хозяйства.