Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного экологического сбора производится территориальным органом Росприроднадзора после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора (далее — Заявление) (п.17 Правил).
Предоставляемые сведения
Данные мониторинга состояния недр, в т.ч. сведения об использовании подземных вод, о положении уровня воды в скважине, результаты химических анализов, сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины |
Куда предоставляется
Территориальный орган, выдавший Лицензию (Роснедра в субъекте РФ/орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС и т. п.) |
НПА
Условия пользования недрами |
Срок сдачи
до 5 января |
Кто предоставляет
Организации, имеющие лицензию на недропользование |
Как предоставляется
На бумажном носителе либо в электронном виде с использованием ЭЦП |
Экологический сбор за утилизацию упаковки и товаров
- Изделия текстильные готовые (кроме одежды)
- Ковры и ковровые изделия
- Спецодежда
- Одежда верхняя прочая
- Белье нательное
- Одежда прочая и аксессуары
- Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие
- Изделия деревянные строительные и столярные прочие
- Тара деревянная
- Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная
- Изделия хозяйственные и санитарно гигиенические и туалетные принадлежности
- Принадлежности канцелярские бумажные
- Изделия из бумаги и картона прочие
- Нефтепродукты
- Шины, покрышки и камеры резиновые, восстановление протекторов и резиновых шин
- Изделия из резины прочие
- Изделия пластмассовые упаковочные
- Изделия пластмассовые строительные
- Изделия пластмассовые прочие
- Стекло листовое гнутое и обработанное
- Стекло полое
- Бочки и аналогичные емкости из черных металлов
- Тара металлическая легкая
- Компьютеры и периферийное оборудование
- Оборудование коммуникационное
- Техника бытовая электронная
- Приборы оптические и фотографическое оборудование
- Аккумуляторы
- Батареи аккумуляторные
- Оборудование электрическое осветительное
- Приборы бытовые электрические
- Приборы бытовые неэлектрические;
- Инструменты ручные с механизированным приводом
- Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное
- Машины и оборудование общего назначения прочие
- Услуги по изданию газет.
Экологический сбор также уплачивается за упаковку из картона, бумаги или дерева.
Обращаем Ваше внимание, что за 2017 год не все организации уплатят экосбор, согласно Постановлению от 01.12.2015 N2491-р, так как для 70% товаров из Перечня норматив утилизации равен нулю. Но отчет в Росприроднадзор необходимо предоставить. За 2017 год экологический сбор обязаны оплатить компании, которые производят следующие продукты: аккумуляторы, батарейки, автошины, изделия из резины, стекла, картонную упаковку, пластиковую упаковку, металлическую тару и нефтепродукты.
Экологическая статистика: форма № 2-ТП (отходы)
Данный отчет представляют организации и ИП, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Под это определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.
Исключения:
Исключения сделаны для относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Им можно не предоставлять данную форму если:
- образуются только ТКО в количестве менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором;
- нет деятельности по обращению с отходами (обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).
Основания для подготовки экологического сбора
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления», ст.24.5.
- Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора»).
- Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. N 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров».
- Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки».
- Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. N 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».
Как изменится экологический сбор в 2022
4 октября 2021 на сайте РБК появилась информация об экологическом сборе 2022 года. Минприроды выдвинуло предложение о поднятии нормативов по обязательной утилизации на период 2022-2024 годов. Текущий норматив равен 10-45% в зависимости от вида товара или упаковки. В 2022 году норматив хотят поднять до 100%. Данное предложение не оценили Минэкономразвития и Минсельхоз, поскольку резкие изменения вызовут быстрое поднятие цен на товары. Представители Минпромторга также выразили недовольство, полагая, что достичь показателя 100% утилизации невозможно. Из-за того, что перечисленные ведомства не согласны с реформой, проект был отправлен на доработку. Возможно, по этой причине в наступающем году проект не вступит в силу. Правительство также может принять решение о плавном поднятии норматива в период с 2022 по 2025 год.
Благодаря реформе доходы государства увеличатся до 25 раз. На данный момент доходность от экосбора составляет 4 млрд рублей, при условии, что за него платят всего лишь 20 тысяч компаний России из 4 млн существующих. При поднятии нормативов их число возрастет, поскольку будет практически невозможно заниматься утилизацией самостоятельно. Минпромторг заявил, что экосбор вырастет до 100 млрд, а Министерство природы ранее озвучило сумму 136 млрд в год. Все эти средства планируют направить на строительство мусороперерабатывающих предприятий и поддержку отрасли переработки и утилизации отходов.
Сокращен срок для добровольного погашения задолженности по уплате сбора
Если плательщик не уплачивает экологический сбор или уплачивает его не полностью, орган Росприроднадзора направит в его адрес требование о погашении задолженности в добровольном порядке.
Сделать это необходимо в течение 15 календарных дней. По истечении этого срока контролирующие органы будут взыскивать долг через суд (п. 25 Правил). Если суд вынесет решение в пользу Росприроднадзора, потребуется заплатить не только недоимку, но также возместить судебные расходы ведомства (ст. 110 АПК РФ).
До внесения изменений срок для добровольного погашения задолженности был продолжительнее — 30 календарных дней.
Отметим, что специальных норм, предусматривающих ответственность за неуплату сбора и непредставление отчетности, на текущий момент законодательством РФ не предусмотрено.
Штрафы за неуплату экологического сбора
Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.
За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию Штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.
За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.
Кому требуется расчет экологического сбора
- Производителям, импортерам товаров, которые не обеспечили самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за отчетный год (ч.7 ст.24.2 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
- Производителям, импортерам товаров, которые не обеспечили достаточный объем утилизации отходов от использования товаров и упаковки за отчетный год. Перечень товаров и упаковки, подлежащей утилизации, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р.
- За упаковку готовой продукции, ответственность несет производитель, импортер товаров в этой упаковке(т.е. утилизирует самостоятельно, заключает Договор на утилизацию или уплачивает экологический сбор) (ч.10 ст.24.2 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Отчетный период и порядок исчисления
Ранее уже упоминалось, налоговым периодом будет считаться один год. По его итогу нужно будет исчислить размер перечисления независимо по различным объектам с применением формулы:
ЭкологНалог = НалогБаза *НСК,
где ЭкологНалог – сумма налога;
НалогБаза – база налога;
НСК – ставка с учетом утвержденных коэффициентов.
Суммарная величина после завершения каждого отчетного периода рассчитывается путем суммирования налогов пообъектно во взятом к расчету регионе.
На протяжении года поквартально плательщики должны авансировать налог. Освобождены от этой участи только малые и средние предприниматели. Размер платежа приравнен к ¼ от суммарной величины налога за прошлый отчетный год. Остаток налога после авансирования доплачивается в конце года.
Ставки внедряемого налога и применяемые к нему коэффициенты подробно изложены в законопроекте.
Расчет экологического сбора – заполнение
Заполняется при наличии возможности у производителя товаров, импортера товаров идентифицировать упаковку товаров по одной из указанных классификаций:
- буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки»;
- цифровой код упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки».
ЦИФРОВОЙ КОД И БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ (АББРЕВИАТУРА)
МАТЕРИАЛА, ИЗ КОТОРОГО ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ УПАКОВКА
(УКУПОРОЧНЫЕ СРЕДСТВ)
Материал |
Буквенное обозначение (аббревиатура) |
Цифровой код |
1 |
2 |
3 |
Пластмасса |
||
Полиэтилентерефталат |
PET или PETE |
01 или 1 |
Полиэтилен высокой плотности |
PE-HD или HDPE |
02 или 2 |
Поливинилхлорид |
PVC или V |
03 или 3 |
Полиэтилен низкой плотности |
PE-LD или LDPE |
04 или 4 |
Полипропилен |
PP |
05 или 5 |
Полистирол |
PS |
06 или 6 |
Другие виды пластмассы |
O или OTHER |
07 или 7 8 – 19 |
Бумага и картон |
||
Гофрированный картон |
PAP |
20 |
Другие виды картона |
PAP |
21 |
Бумага |
PAP |
22 |
Другие виды бумаги и картона |
23 – 39 |
|
Металлы |
||
Сталь |
FE |
40 |
Алюминий |
ALU |
41 |
Другие металлы |
42 – 49 |
|
Древесина и древесные материалы |
||
Дерево |
FOR |
50 |
Пробка |
FOR |
51 |
Другие |
52 – 59 |
|
Текстиль |
||
Хлопок |
TEX |
60 |
Джут |
TEX |
61 |
Другие |
62 – 69 |
|
Стекло |
||
Бесцветное стекло |
GL |
70 |
Зеленое стекло |
GL |
71 |
Коричневое стекло |
GL |
72 |
Другие виды стекол |
73 – 79 |
|
Комбинированные материалы |
||
Бумага и картон/различные материалы |
80 |
|
Бумага и картон/пластмасса |
81 |
|
Бумага и картон/алюминий |
82 |
|
Бумага и картон/белая жесть |
83 |
|
Бумага и картон/пластмасса/ алюминий |
84 |
|
Бумага и картон/пластмасса/ алюминий/белая жесть |
85 |
|
Другие |
86 – 89 |
|
Пластмасса/алюминий |
90 |
|
Пластмасса/белая жесть |
91 |
|
Пластмасса/различные металлы |
92 |
|
Другие |
93 – 94 |
|
Стекло/пластмасса |
95 |
|
Стекло/алюминий |
96 |
|
Стекло/белая жесть |
97 |
|
Стекло/различные металлы |
98 |
|
Другие |
99 |
|
Куда подается отчет по экологическому сбору
Импортеры товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в центральный аппарат Росприроднадзора.
Производители товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в территориальный орган Росприроднадзора в своем субъекте РФ.
В случае, если компания осуществляет производство и импорт товаров одновременно, то комплект документов подается в центральный аппарат Росприроднадзора.
Если отходы отсутствуют из-за временного прекращения деятельности, то требуется отправить письмо в произвольной форме и представить документы из налоговой инспекции о нулевом балансе.
Как определить, нужно ли платить экологический сбор и готовить отчеты
Росприроднадзор в 2016 г. выпустил приказ №488, в котором указываются плательщик и сумма экосбора. Итоговый экологический сбор (ЭС) зависит от 3 факторов:
- ставки экосбора;
- массы произведенных готовых или упаковочных изделий;
- норматива утилизации.
Ставку утверждает государство. Сумма указывается на официальном сайте Росприроднадзора.
Ставка зависит от 3 факторов:
- категория опасности для окружающей среды;
- вид изделия;
- сложность утилизационного процесса.
При решении вопроса, кто платит ЭС, нужно опираться на законодательство России и указанную схему:
- Если организация / индивидуальный предприниматель производят или импортируют изделия и тару, не указанные в перечне, неналоговый платеж не уплачивается.
- Если производитель или ИП изготавливают товары и упаковочный материал, входящие в перечень, то бухгалтерский отдел формирует отчетность расчета суммы экологического сбора.
Если необходимо оплатить эко-сбор, бухгалтер придерживается схемы.
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 251 НК).
Сумма экологического налога за транспортировку по территории РБ магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляется путем деления произведения налоговой базы и ставки экологического налога на 100 (абз. 5 п. 3 Указа № 9).
Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов производства, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 251 НК).
В случаях, установленных п. 5 ст. 251 НК, сумма исчисленного экологического налога уменьшается.
Напомним: это случаи капвложений в строительство, реконструкцию определенных природоохранных объектов (за исключением капвложений из бюджета).