Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
Pocpeecтp — этo Фeдepaльнaя cлyжбa гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции, кaдacтpa и кapтoгpaфии. Этo opгaн иcпoлнитeльнoй влacти, кoтopый opгaнизyeт eдинyю cиcтeмy кaдacтpoвoгo yчётa нeдвижимocти, гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции пpaв нa имyщecтвo и cдeлoк c ним.
Ecли вaм нyжнo yзaкoнить cдeлкy, нaйти дaнныe пo нeдвижимocти или зeмлe, вcё мoжнo cдeлaть в Pocpeecтpe. Ocнoвныe зaдaчи и фyнкции cлyжбы:
- вecти Eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти (EГPН);
- Eдиный гocyдapcтвeнный peecтp caмopeгyлиpyeмыx opгaнизaций (ГPCO);
- Гocyдapcтвeнный кaдacтp нeдвижимocти;
- Гocyдapcтвeнный кaтaлoг гeoгpaфичecкиx нaзвaний;
- cвoдный гocyдapcтвeнный peecтp apбитpaжныx yпpaвляющиx;
- гocyдapcтвeннoгo фoндa дaнныx, пoлyчeнныx в peзyльтaтe пpoвeдeния зeмлeycтpoйcтвa;
- ocyщecтвлять гocyдapcтвeнный зeмeльный нaдзop;
- гocyдapcтвeнный гeoдeзичecкий нaдзop;
- мoнитopить зeмли (кpoмe зeмeль ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния);
- кoнтpoлиpoвaть пpoвeдeниe зeмлeycтpoйcтвa;
- пpoвoдить экcпepтизy зeмлeycтpoитeльнoй дoкyмeнтaции.
B Pocpeecтpe xpaнятcя cвeдeния бoлee чeм o 150 миллиoнax oбъeктax нeдвижимocти нa вceй тeppитopии Poccии. Этo жилыe дoмa, квapтиpы, дaчныe yчacтки, aгpoпpoмышлeнныe xoзяйcтвa и зaвoды, дopoги, мocты, элeктpoceти, лeca и зaпoвeдники.
Кoгдa пoлyчитe ключи oт квapтиpы, вaшa зaдaчa кaк бyдyщeгo coбcтвeнникa — cдeлaть тaк, чтoбы гocyдapcтвo внecлo в этoт peecтp инфopмaцию o вaшeй нoвoй квapтиpe.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда
К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:
- есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
- эти сведения с точки зрения методики верны.
Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:
- о сносе или реконструкции самовольной постройки;
- признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
- признании объекта движимым имуществом.
Для государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности правообладателю необходимо подать заявку в Роспатент. Порядок регистрации интеллектуальной собственности для каждой категории объекта различается, но чаще всего занимает несколько месяцев и стоит недешево. В ходе регистрации проводится формальная экспертиза, во время которой проверяется наличие всех необходимых документов и правильность их оформления. Также проводится экспертиза по существу, призванная подтвердить, что объект отвечает условиям патентоспособности, а его сущность раскрыта в достаточной степени.
Для регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности необходимо оплатить государственные пошлины, размер которых сильно отличается в зависимости от регистрируемого объекта/объектов. Процедура государственной регистрации может длиться более года, поэтому на время экспертизы вы можете депонировать объект интеллектуальной собственности через онлайн-сервис n’RIS, закрепив временной приоритет авторства. Авторам произведений науки, литературы и искусства рекомендуется депонировать свои работы, чтобы зафиксировать дату и время, когда объект уже был создан, а также получить правоподтверждающий документ.
Для депонирования объектов интеллектуальной собственности:
- зарегистрируйтесь на сайте n’RIS и пройдите процедуру модерации
- загрузите файл с объектом интеллектуальной собственности в любом удобном для вас формате
- укажите название объекта: оно будет отражено в свидетельстве
- сделайте подробное описание загружаемого файла и укажите соавторов, если работа создавалась несколькими авторами
- выберите подходящий тариф исходя из объема файла и сроков хранения и оплатите услугу
- скачайте из личного кабинета правоподтверждающий документ — свидетельство о депонировании
Комментарии к ст. 131 ГК РФ
1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.
Ведение учреждениями юстиции общегосударственной регистрации в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделок с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемых на практике злоупотреблений.
О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130 ГК.
2. Помимо государственной законом может предусматриваться специальная регистрация либо учет отдельных видов имущества, который не носит правоустанавливающего значения. Это — дополнительный контроль за некоторыми видами недвижимости, например за предприятиями с участием иностранных инвесторов.
3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г., опубликован в Российской газете от 30 июля 1997 г. Он вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание же всей системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется поэтапно субъектами РФ и должно быть завершено к 1 января 2000 года (см. ст. 33 Закона). В Законе определены система учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации.
С момента введения в действие названного Закона потеряют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренных ст. ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (см. ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (см. ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК). Аналогичное положение содержится и в п. 14 Указа Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 880), согласно которому впредь до принятия федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним регистрацию проводят органы, осуществляющие эту деятельность на дату издания Указа.
В настоящее время, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» (СА РФ. 1993. N 50. Ст. 4868) Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, его территориальные органы на местах регистрируют и оформляют документы о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России заложена и в Федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утв. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 932 (СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4003).
Органами местного самоуправления, Комитетом муниципального жилья г. Москвы и его филиалами проводится регистрация жилых помещений и сделок с ним. Комитетами по управлению государственным имуществом производится регистрация объектов недвижимости производственного назначения.
Предприятия технической инвентаризации регистрируют недвижимое имущество на основании Инструкции, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 января 1968 г. N 83. Выдаваемые ими акты по договорам купли-продажи этого имущества свидетельствуют о возникновении, переходе и прекращении права собственности, т.е. носят правоустанавливающий характер. Они могут быть предметом рассмотрения в суде по требованию лица, права и интересы которого этим актом нарушены.
4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. N 1270 (СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 4198) был утвержден Порядок представления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информация представляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.
Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ. Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, представляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам представляется бесплатно.
Представление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (РГ. 21 сентября. 1993).
После вступления в действие Закона о регистрации недвижимости выдача информации будет осуществляться по правилам ст. ст. 7, 8 названного Закона.
5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685); гл. 24.1 ГПК РСФСР; арбитражные суды — по правилам АПК.
Какие исходные данные мы запросим
Здесь мы приводим примерный перечень сведений, которые нужны для выполнения требований приказа № 471. Точный список мы определим в Техническом задании к договору.
1. Учетная карточка предприятия: виды деятельности, юридическая информация, контактная информация и др.
2. Проектная документация на объект: раздел «Технологические решения», со всеми утвержденными изменениями. Обязательно — реквизиты заключения госэкспертизы.
3. Информация о дате ввода в эксплуатацию — при наличии.
4. Данные о собственнике, если это не владелец ОПО.
5. Наименование площадки, участка, цеха, здания и сооружения в составе объекта. Территориальная принадлежность к управлению Ростехнадзора.
6. Генплан расположения зданий и сооружений.
7. Сведения о применяемых технологиях на основном и вспомогательном производствах.
8. Данные об опасных веществах (перечень и количество):
- которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО;
- на объектах, расположенных на расстоянии менее 500 м от идентифицируемого ОПО (независимо от эксплуатирующей организации).
Тема 9. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности
-
Что из перечисленного относится к обязанностям организации в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»? Обеспечение укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями
-
Какие обязанности из указанных не относятся к обязанностям организации в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»? Разработка локальных нормативных документов по охране труда
-
Что из перечисленного не обязана выполнять организация в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»? Заключать договора с пожарной охраной
-
В обязанности организации в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» входит: Приостановление эксплуатации опасного производственного объекта в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте
-
Каким образом производится ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта? В порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности
-
Какая организация осуществляет авторский надзор в процессе капитального ремонта или технического перевооружения опасного производственного объекта? Организация, разработавшая проектную документацию
-
Кто устанавливает требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности? Правительство Российской Федерации
-
Какая из перечисленных задач не относится к задачам производственного контроля? Контроль за обеспечением работников опасных производственных объектов индивидуальными средствами защиты
-
При какой численности работников эксплуатирующей организации, занятых на опасных производственных объектах, рекомендуется организовывать службу производственного контроля? Свыше 500 человек
-
Какие квалификационные требования предъявляются к работнику, ответственному за осуществление производственного контроля? Высшее техническое образование, стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли, удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности
-
Что из перечисленного не относится к обязанностям работника, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах? Организация и проведение работ по аттестации рабочих мест
-
Кто должен разрабатывать Положение о производственном контроле? Эксплуатирующая организация и обособленные подразделения юридического лица
-
Когда положение о производственном контроле считается принятым? После утверждения его руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты
-
Кто устанавливает требования к форме предоставления сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности? Ростехнадзор
-
В какие сроки эксплуатирующая организация представляет в Ростехнадзор или его территориальные органы сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности? Ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года
-
В каком документе установлен перечень сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, направляемых эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор? В Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности
-
Куда эксплуатирующие организации, подведомственные Ростехнадзору, представляют информацию об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности? В Ростехнадзор или его территориальные органы
-
В каком случае юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения? Если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по их соблюдению
-
Какая административная ответственность предусмотрена законодательством Российской Федерации за нарушение должностными лицами требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности? Наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года
-
Что является грубым нарушением деятельности в области промышленной безопасности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях? Нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей
-
В каком случае нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет? В случае, если это повлекло смерть человека по неосторожности
-
Какая уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека? Наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
-
В каком случае предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования легковоспламеняющихся веществ? В случае, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека
Как происходит приобретение недвижимости
Приобретение недвижимого имущества происходит несколькими давно проверенными способами. К их числу относятся следующие четыре варианта:
- покупка недвижимости посредством заключения сделки между гражданами или между юридическими лицами. Под такими сделками подразумеваются купля, продажа, обмен, дарение и так далее;
- частный дом может быть возведен самостоятельно или посредством т.н. «долевки»;
- обрести статус собственника недвижимости (если имеется ввиду квартира) можно путем участия в программе приватизации – если гражданин является нанимателем госжилья;
- получение недвижимости в качестве наследства по юридически заверенному завещанию;
- получение недвижимости в качестве меры государственной поддержки или в качестве выигрыша в лотерею.
Этапы регистрации ОПО
Этап I. По результатам проведенной ранее процедуры идентификации составляется документ «Сведения, характеризующие опасный производственный объект». Этот документ содержит перечень идентифицированных ОПО. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, разрабатываются для всех ОПО и утверждаются в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Этап II. Регистрация ОПО в Ростехнадзоре
На основании заявления и комплекта сопроводительных документов Ростехнадзор проверяет правильность итогов идентификации опасных производственных объектов, и затем выдает свидетельство о регистрации объекта в Государственном реестре ОПО.
Свидетельство о регистрации выпускается на бланке, выданном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, с водяными знаками и включает в себя информацию о виде осуществляемой деятельности, дате выдачи документа и наименование организации, получившей документ.
Понятие государственного строительного надзора
Это комплекс мероприятий, цель которых контроль хода строительства и проверка разрешительной документации на возведение и реконструкцию капитальных объектов.
Не стоит путать понятия строительного надзора и строительного контроля. Основная разница в том, что контроль осуществляется на всех этапах возведения в рамках строительного проекта, а надзор проводится государственными органами для оценки результата.
Основными функциями Госстройнадзора являются:
- предотвращение;
- выявление;
- пресечение нарушений градостроительного законодательства.
Как формируется программа проверок
Формирование программы проверок входит в обязанности государственного строительного надзора. Важно помнить о том, что это должно быть сделано в течении 10 рабочих дней с момента, как было получено извещение о начале выполнения строительных или реконструкционных работ.
В программе обязательно должны быть указаны следующие данные:
- вид и предмет надзорных мероприятий;
- событие, на основании которого было принято решение об осуществлении надзора;
- срок, в течении которого будут начаты контрольные мероприятия;
- период проведения надзорных работ;
- необходимый для проверки список документов.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:
- земельные участки;
- недра;
- объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).
Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.
Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.
Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.
Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.
Наиболее важными из них являются:
- Наличие единственного реестра прав, где используется одна база данных, что упрощает контроль, учет, и позволяет качественно вести техническую документацию.
- Регистрация объектов, долей, прав на недвижимость проводится в обязательном порядке и отражается в реестре. Случаи, когда права возникли до появления и вступления в силу настоящего закона – относятся к исключениям. Подтверждением в такой ситуации становятся документы БТИ, выданные местными органами власти, договоры купли — продажи, заверенные нотариусом. (ст.4 ФЗ)
- Согласно ст.7 ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество, сведения о регистрации хранятся в открытом доступе. Каждый желающий может по мере необходимости, составить запрос, направить его в органы власти для получения нужной справки.
Весь основной перечень прав опубликован в ст.4ФЗ № 122 и включает:
- Все вещные права, собственность, возможность производить сделки. Подразумеваются земельные участки, капитальные строения, временные постройки. Предприятие регистрируется как одно целое. Именуется имущественным или недвижимым комплексом, помещением или долями в правах собственности.
- Перечень ограничений и обременений подразумевает наличие кредита, доверительное управление, аренду, сервитут, безвозмездное пользование. При аренде и найме недвижимости на срок от одного года и более – регистрируется договор.
Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.
Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.
Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.
Для проведения сделок нужны такие документы:
- Личные паспорта участников процесса.
- Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
- Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
- Кадастровый паспорт.
- Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.
Инструкция по регистрации производственных объектов
- Регистрация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
- Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
- Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
- Экспертиза промышленной безопасности котельной
- Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
- Техническое диагностирование
- Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
- Техническое освидетельствование подъемных сооружений
- Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
- Неразрушающий контроль
- Настоящие Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее — Требования) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, №31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) и от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2020, № 27, ст. 4248).
- Требования устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — государственный реестр).
- Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предприниматели, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее — эксплуатирующая организация).
Требования являются обязательными для исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) (далее — федеральные органы исполнительной власти, Правила регистрации соответственно), и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), осуществляющими регистрацию подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение отдельных ведомственных разделов государственного реестра в части подведомственных объектов.
- Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.
Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.
Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.
- Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
- Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
- При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
- При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
- проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
- обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
- декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
- технологических регламентов (при наличии);
- генерального плана расположения зданий и сооружений;
- сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документации на технические устройства, применяемые на объекте; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
- На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
- При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
- По результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии с признаками опасности, указанными в приложении № 1 к Требованиям, наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на объекте, присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код).
Приведение в соответствие с приложением № 1 к Требованиям типового наименования (именного кода) зарегистрированного опасного производственного объекта, не соответствующего Требованиям, осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении указанного опасного производственного объекта.
- Правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом») (далее — регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Требования к регистрации опасных объектов в государственном реестре в 2021 году
- Регистрация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
- Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
- Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
- Экспертиза промышленной безопасности котельной
- Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
- Техническое диагностирование
- Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
- Техническое освидетельствование подъемных сооружений
- Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
- Неразрушающий контроль
- Настоящие Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее — Требования) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, №31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) и от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2020, № 27, ст. 4248).
- Требования устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — государственный реестр).
- Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предприниматели, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее — эксплуатирующая организация).
Требования являются обязательными для исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) (далее — федеральные органы исполнительной власти, Правила регистрации соответственно), и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), осуществляющими регистрацию подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение отдельных ведомственных разделов государственного реестра в части подведомственных объектов.
- Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.
Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.
Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.
- Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
III. Требования к регистрации объектов
Второе место по числу ОПО в Московском регионе занимают организации, эксплуатирующие объекты газопотребления и газораспределения – газифицированные котельные и промышленные газопроводы. Такие объекты характеризуются наличием одного или двух признаков опасности: использование опасных веществ и использование оборудования, работающего под избыточным давлением.
К этой группе относятся оснащённые собственными котельными производственные предприятия, воинские части, фермерские хозяйства, торговые центры, крупные автосервисы, коттеджные поселки и т.п.
На сайте такая группа ОПО выделена в отдельный раздел – «Регистрация в Ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления».
По результатам регистрации в Ростехнадзоре таким объектам преимущественно устанавливается III класс опасности. II класс опасности устанавливается для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля.
Перечень документов для регистрации ОПО, на котором эксплуатируется сеть газопотребления:
— свидетельство ИНН организации;
— свидетельство ОГРН организации;
— устав организации;
— правоустанавливающие документы на объект недвижимости, на которых (внутри которых) расположена сеть газопотребления (свидетельство о собственности, договор аренды с актом приема-передачи и т.д.);
— раздел «Технологические решения» проектной документации либо соответствующий раздел пояснительной записки;
— паспорта на газораспределительное и газопотребляющее оборудование (копии страниц с техническими характеристиками, заводским номером и актом приемки);
— результаты экспертизы проектной документации.
Срок регистрации ОПО — сеть газопотребления — 30 раб. дней.
Стоимость услуги по регистрации ОПО III класса опасности – 50 000 руб.
- Положение о производственном контроле
- Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО
- Отчет в Ростехнадзор по производственному контролю
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО
- Разработка пакета документов промбезопасность
- Восстановление дубликата паспорта на подъемное сооружение
- Аудит промышленной безопасности
- Постановка на учет в Ростехнадзоре подъемного сооружения
- Постановка лифтов на учет в реестре технических устройств
- Постановка на учет в Ростехнадзоре оборудования, работающего под давлением
- Регистрация ОПО в Ростехнадзоре
- Регистрация в Ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления
- Разрешение на допуск в эксплуатацию ТЭУ
- Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию сетей газопотребления
- Внесение изменений в реестр ОПО
- Исключение из реестра ОПО
- Паспорт безопасности опасного объекта
- Технический паспорт взрывобезопасности
- План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)
- Паспорт антитеррористической защищенности
Этап I. По результатам проведенной ранее процедуры идентификации составляется документ «Сведения, характеризующие опасный производственный объект». Этот документ содержит перечень идентифицированных ОПО. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, разрабатываются для всех ОПО и утверждаются в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.