2023 год объявлен в ФНПР Годом укрепления и развития социального партнерства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2023 год объявлен в ФНПР Годом укрепления и развития социального партнерства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего, надо иметь проект и лучше всего хороший. Некоторые полагают, что сама идея, с которой он приходит на конкурс, заслуживает того, чтобы автору сразу дали немалые средства на ее реализацию. Но даже самый прогрессивный грантодатель просто идеи не финансирует. Да и их тоже надо уметь грамотно изложить.

Как стать участником?

Не думайте, что представители грантовой программы сами придут к вам и предложат написать заявку на участие в конкурсе. Такое, конечно, случается, но крайне редко. Старайтесь сами быть активными и регулярно следить за новыми объявлениями о конкурсе, искать любые возможности для финансирования ваших проектов.

У каждого грантодателя есть свои требования к оформлению представляемого проекта. Есть свои требования и у программы «Социальное партнерство во имя развития». Их надо внимательно изучить и постараться скрупулезно выполнить. Не всегда эти требования Вам покажутся разумными, иногда — чрезмерными, но лучше все же им аккуратно следовать.

Внимательно познакомьтесь с Положением о конкурсе: насколько идея проекта соответствует номинациям конкурса, какова может быть приблизительно сумма финансирования, каковы сроки подачи заявки и сроки реализации проекта, позволяет ли статус Вашей организации участвовать в конкурсе.

Хороший проект получится тогда, когда автор сам четко и ясно понимает, чего он хочет достичь своим проектом, кем, когда, как и что конкретно будет делаться для его выполнения, какие будут привлечены ресурсы. Только если проект со всеми его сложностями и проблемами удалось промоделировать и осуществить в голове, его можно будет убедительно оформить и представить в виде заявки.

Читайте также:  Разменять 3 комнатную квартиру на две 1 комнатные

Недостаточный уровень осведомленности бизнеса о социальном предпринимательстве называет «самой большой бедой» владелец инвестиционно-девелоперской компании Styness Максим Лалакин. «Согласно закону, компаниям, занимающимся такого рода бизнесом, положены льготы и субсидии. Это, прежде всего, упрощенная регистрация компании, отсутствие отчетностей об использовании имущества, расходовании средств, реализации программ, понятный бухгалтерский учет и налоговый режим», — перечисляет Лалакин. По словам предпринимателя, социальная сфера не слишком популярна у отечественного бизнеса, но не из-за того, что бизнес «социально безответственный», а из-за наличия других проблем.

Российские регионы, возрастающую роль которых в развитии КСО отмечали участники конференции «Социальная ответственность бизнеса: практики российских регионов», сами по-разному оценивают число социально активных МСП. На территории Вологодской области доля субъектов МСП, активно себя проявивших в этом направлении, составляет 25-30%, сообщил председатель Вологодского регионального отделения «Деловой России» Владислав Зворыкин. В Белгородской области, по словам местного уполномоченного по защите прав предпринимателей Владислава Епанчинцева, не ведут статистику компаний из числа МСП, вовлеченных в реализацию социальных инициатив.

«Относительно бизнеса в регионах считаю некорректным в сегодняшней ситуации говорить о дополнительной социальной ответственности. По сути, в период пандемии коронавируса государство и так большую часть социальной ответственности переложило на предпринимателей. Это была наша головная боль, как сохранить численность своих сотрудников. И не просто сохранить, а платить им адекватные зарплаты, ведь мы понимаем, что на прожиточный минимум с семьей сейчас выжить невозможно», — сетует член совета Нижегородского регионального отделения «Деловой России», гендиректор ГК «Электроника» Александр Кузнецов. По его словам, компания сохраняет для своих сотрудников расширенные соцпакеты: оплату питания, транспорта, льготы на занятия спортом, однако брать на себя дополнительные обязательства в виде благотворительности предприятие не готово.

«Для среднего и малого бизнеса КСО могла бы стать первой ступенью к привлечению зеленых инвестиций. Однако стагнация реально располагаемых финансовых средств не позволяет тратить деньги на проекты, перспективные на длинной дистанции, — преимуществом обладает то, что может принести эффект уже завтра», — объясняет сложности МСП с КСО директор по развитию You Social Евгения Кузнецова.

Итоги коллективно-договорной кампании

Выборными органами профсоюзных организаций, входящих в структуру Межрегиональной организации Профсоюза, в 2020 году продолжена работа по развитию системы социального партнерства с работодателями на основе коллективного нормотворчества.

По состоянию на 31 декабря 2020 года коллективные договоры заключены в 302 организациях. Действие коллективных договоров распространяется на 27275 работников – членов Профсоюза, что составляет 96 % от общего числа работающих в организациях членов Профсоюза. В отчетном году на новый период коллективные договоры заключены в 51 организации.

В 2020 году действовали 15 Региональных отраслевых соглашений, заключенных Комитетом Межрегиональной организации (перечень прилагается), которые распространяются на 22615 членов Профсоюза.

На новый срок в отчетном периоде Комитетом Межрегиональной организации проведены коллективные переговоры по заключению 6 региональных отраслевых соглашений.

На уровне первичных профсоюзных организаций стабильные результаты в проводимой коллективно-договорной кампании имеют профорганизации системы социальной обслуживания населения города и области (охват коллективными договорами составляет 99 %), системы МЧС России (100%), системы МВД России (100%), Федеральной службы войск национальной гвардии (100%), налоговые инспекции города и области (90 %).

В информации, поступившей от первичных профсоюзных организаций, отмечается, что обязательства работодателей, включенные в коллективные договоры, в целом выполнены. За счет проведенной в октябре 2020 года индексации должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих на 3% обеспечен рост заработной платы.

Выплата заработной платы в истекшем году осуществлялась в установленные коллективными договорами сроки. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, минимальный размер оплаты труда с 01.01.20 составил – 12130 рублей. В организациях, финансируемых из бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, минимальный размер оплаты был обеспечен в размерах, определенных соответствующими Региональными соглашениями о минимальной заработной плате. При заключении данных соглашений в составе переговорных комиссий обеспечено представительство от Комитета Межрегиональной организации.

В соответствии с порядком и условиями, закрепленными действующими Положениями об оплате труда учреждений, работодателями производились выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии с принятыми обязательствами в 2020 году в организациях проводились мероприятия по дополнительному профессиональному обучению отдельных категорий работников, гражданских государственных служащих, муниципальных служащих за счет средств работодателей.

Работодателями соблюдались установленные работникам режимы труда и отдыха. Выполнялись обязательства по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, обеспечению работников аптечками первой помощи и санитарно-бытовыми помещениями.

В течение года в целях обеспечения надлежащих условий труда, с учетом выделенных на эти цели денежных средств, работодатели производили закупку нового оборудования для рабочих мест. Приобретались и выдавались по установленным нормам отдельным категориям работников специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

В налоговых и таможенных органах государственным гражданским служащим на льготных условиях предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение в ведомственные здравницы. Обеспечено их страхование от несчастного случая на производстве.

Фактов нарушения стороной работодателей гарантий деятельности профсоюзных организаций в представленных отчетах не отмечено.

Со стороны Комитета Межрегиональной организации профсоюзным организациям оказывается постоянная организационная, методическая и юридическая помощь в проведении колдоговорной кампании, в рамках которой подготовлены обучающие видеоматериалы.

Посредством сайта Межрегиональной организации осуществляется постоянная связь с профактивом в целях получения оперативной информации на возникающие вопросы. На сайте размещены методические материалы, в том числе пошаговая инструкция проведения коллективных переговоров, а также соответствующая презентация. В колдоговорной компании активно используются методические материалы и пособия, разработанные ЦК Профсоюза. Проводится экспертиза проектов коллективных договоров.

Итоги выполнения Региональных отраслевых соглашений Комитета в 2020 году будут рассмотрены на заседании Комитета Межрегиональной организации Профсоюза в 2021 году.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторона��и на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального партнерства:

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей. На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. В ее составе — представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.

Социальное партнерство, закрепленное Трудовым кодексом РФ, является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречивых интересов работников и работодателей.

Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство в сфере труда (чаще называемое просто социальное партнерство) как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Читайте также:  Новые правила по охране труда при работе на высоте: основные изменения 2023

Социальное партнерство осуществляется на шести уровнях, включающих:

  • федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
    межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации
  • региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заметим, что социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Не все результаты совпали с нашими прогнозами. Рост ВВП, экспорта, инвестиций оказался значительно ниже запланированного. Но на это есть объективные причины. Неблагоприятные внешние факторы не могли не затронуть нашу открытую экономику. В то же время благодаря принятому Главой государства решению не останавливать производства удалось заметно смягчить последствия эпидемии для предприятий и в целом для экономики. Ее снижение оказалось меньше, чем у наших основных партнеров.

Вместе с тем страна по-прежнему сильно зависима от внешних рынков, в первую очередь от поставок углеводородного сырья.

Высокая долговая нагрузка, отсутствие оборотных средств у предприятий не позволили провести в полном объеме их техническое перевооружение. Как следствие, сегодня мы отстаем от стран ЕС по уровню производительности труда, прежде всего в государственном секторе экономики.

Нам не в полной мере удалось создать развитый финансовый рынок и привлечь в экономику «длинные» деньги на инвестиционные цели, сформировать полноценную конкурентную среду. По-прежнему сохраняется неравный доступ к финансовым ресурсам для крупного бизнеса и МСП.

Продолжают сохраняться бюрократизм и волокита в принятии решений на местах. Недостаточно развиваются институты для быстрого получения гражданами и юридическими лицами качественных административных процедур.

Не решен вопрос сокращения документооборота и отчетности.

Не в полной мере заработала система оценки последствий принятия нормативных правовых актов на бизнес.

Среди социальных проблем — уменьшение демографического потенциала и постарение населения. Наблюдается межрегиональная диспропорция по уровню доходов. Недостаточно развита социальная инфраструктура, особенно в сельской местности.

На решение обозначенных проблем, создание комфортных условий жизни и работы на белорусской земле будет направлена деятельность государства в новом пятилетии.

На ведущих предприятиях страны, в том числе с привлечением потенциала малого и среднего бизнеса, планируется реализация проектов по освоению производства более 260 новых видов импортозамещающей продукции, из них порядка 25 принципиально новых для республики: электрогрузовиков, карьерных самосвалов на аккумуляторных батареях, роботов-челноков без кабины, электросамокатов и электровелосипедов, аминокислот, противоопухолевых средств и других. В качестве стимулирующих мер будет внедрен механизм заключения специального инвестиционного договора, предполагающего возможность гарантированных продаж продукции на внутреннем рынке. Созданию новых энергоемких производств, в том числе импортозамещающих, будет способствовать введение специальных тарифов на электроэнергию.

Для формирования комплексного экспортно-импортного сопровождения белорусских производителей, повышения эффективности финансовых и нефинансовых инструментов, оптимизации доступа к механизмам поддержки планируется создать экспортно-импортное агентство.

Предусматривается повысить доступность, а также максимально упростить и обеспечить гибкость процедур предоставления финансовых инструментов (кредитование, лизинг, страхование). Планируется расширить перечень задействованных банков, страховых и финансовых организаций и сократить срок принятия решений. Появятся дополнительные меры частичной компенсации расходов экспортеров.

Действенным инструментом станет расширение перечня нефинансовых механизмов поддержки экспорта. Экспортерам будет оказываться содействие в выходе на международные площадки электронной торговли, участии в международных специализированных выставках, разработке дизайна продукции, создании и продвижении новых брендов.

Предстоит организовать системную работу по сертификации белорусской продукции за рубежом на соответствие техническим и экологическим нормам, стандартам в области качества и безопасности, содействию в получении права на поставку сельскохозяйственных и продовольственных товаров на рынки ЕС, КНР и других стран.

Планируется создать многоязычную цифровую экспортную площадку белорусских товаров с широким охватом участников и иностранных пользователей. Будет продолжена оптимизация товаропроводящей, логистической и сервисной сети белорусских экспортеров.

Политика государства будет нацелена на укрепление и расширение внешнеэкономических связей с государствами — партнерами по Союзному государству, СНГ, ­ЕАЭС, повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост.

Главный вектор — углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией на основе положений Договора о создании Союзного государства с соблюдением национальных интересов. Эффективными ­инструментами выступят совместные программы действий по конкретным сферам деятельности.

В рамках ­ЕАЭС приоритетом станет создание полноформатного экономического союза, обеспечивающего свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без барьеров, изъятий и ограничений.

Важно реализовать на практике согласованную макроэкономическую, промышленную, сельскохозяйственную, транспортную политику и скоординированную энергетическую политику.

Активизируется работа по созданию совместных производств, в том числе импортозамещающих. Предполагается сформировать новые кооперационные связи, что поможет продвижению производимых товаров и услуг на рынки третьих стран.

Этому будет способствовать реализация Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Предстоит с��здать единый рынок услуг и общий финансовый рынок, включая общее платежное пространство и использование национальных валют во взаимных расчетах. Не менее важно сформировать единое цифровое пространство.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Повышение квалификации по 16-ти часовой программе «Социальное партнерство: правовая основа и технология взаимодействия партнеров».

Добавлю также, что государство окажет поддержку предпринимателям, которые трудоустроят граждан, оставшихся без работы в прошлом году, а именно – возместит часть расходов на выплату зарплат таким работникам: на каждого в течение полугода перечислит работодателю три минимальных размера оплаты труда.

Развитие социального партнерства объективно обусловлено проблемами достижения социальной справедливости и социального мира, преодоления существующих в обществе противоречий и конфликтов.

Партнерства и устойчивое развитие: тренды КСО на 2020 год

Социальное партнерство, закрепленное Трудовым кодексом РФ, является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречивых интересов работников и работодателей.

Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство в сфере труда (чаще называемое просто социальное партнерство) как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство осуществляется на шести уровнях, включающих:

  • федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
    межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации
  • региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заметим, что социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

Читайте также:  Подготовка документации для сделок с недвижимостью 2023 г.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

  • Голикова Татьяна Алексеевна
  • Котяков Антон Олегович
  • Шмаков Михаил Викторович
  • Шохин Александр Николаевич

Согласно Конституции Российской Федерации ее социально-экономическое устройство нацелено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При такой целевой направленности строится социальное государство, которое напрямую связано с социальным партнерством. Именно через социальное партнерство социально ориентированное государство корректирует стихийно-рыночные процессы конфликтности и поляризации общества на богатых и бедных, обеспечивает определенные законом социальные гарантии и социальную защиту.

Важно отметить, что внедрение системы социального партнерства объективно означает ослабление монополии государственной власти и необходимость его взаимодействия с другими институтами — профсоюзами и союзами предпринимателей, что является в переходных условиях болезненным и небыстрым процессом. В этой растянутости процесса можно видеть первую особенность формирования российской модели.

Кроме того, запуск механизма социального партнерства требует определенной подготовки в деле создания блоков и рычагов этого механизма. Так, например, необходимо создание целого ряда законов, постановлений и других нормативных документов как основы будущих партнерских отношений. Кроме того, требуется разработка средств контроля за их выполнением, ибо при невыполнении "правил игры" быстро происходит атрофия основных "конструкций" социального партнерства и его общее разрушение. Необходимость подготовительной стадии — вторая особенность формирования российской модели партнерства.

В условиях трансформационного периода, когда в обществе нет достаточной политической, экономической и социальной стабильности, партнерское трехстороннее согласие становится первоочередной потребностью и жизненно важным делом. Именно достижение социального согласия, консенсуса делает условия для развития процессов реформирования приемлемыми и относительно устойчивыми. Высокая востребованность партнерства в российских условиях трансформации экономики — третья особенность российской модели.

Неразработанным в теории и на практике остается вопрос о роли государства в социальном партнерстве: или оно должно играть роль посредника (роль медиатора) между отношениями партнеров, или же государство должно представлять свою собственность и быть в роли предпринимателя, работодателя? Хотя разные позиции продолжают высказываться в литературе, четвертой особенностью российской модели социального партнерства на практике является совмещение этих двух ролей государством.

Следующей пятой особенностью партнерства в России переходного периода можно считать создание особого звена в его механизме и придание особой роли так называемым "координационным комитетам содействия занятостью" в центре и на местах. Эти комитеты связаны с объективными условиями России — высоким уровнем безработицы (см. таблицу). Кроме того, в 1999 г. скрытая безработица охватывала еще 12—13 млн человек.

Таблица

Безработица в России

Показатели 1992 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Всего официально безработных, млн чел. 3,6 6,5 7,3 8,1 8,9 9,0
Уд. вес в экон. активном населении, % 4,7 8,8 10,0 11,3 12,4 12,5

Понятие социальной программы

Это совокупность мероприятий, направленных на поднятие жизненного статуса определенной части населения. Как правило, в мерах социальной поддержки нуждаются пенсионеры, семьи, имеющие статус многодетных, инвалиды, участники ВОВ. Осуществляется данная государственная помощь за счет федерального бюджета. По своей направленности социальные программы могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Воплощение любой социальной программы в жизни требует прохождения нескольких стадий:

  • определение цели;
  • конкретизация всех задач;
  • выявление целесообразности программы на экономическом уровне;
  • составление подробного списка планируемых мероприятий;
  • определение круга лиц, которые будут ответственны за проведение программы;
  • разработка финансовых затрат, распределение бюджета;
  • указание последствий, которые ожидаются после внедрения конкретно социальной программы.

Виды социальных программ

В зависимости от целей, а также направленности на определенную группу населения, социальные программы делятся на следующие виды:

  • жилищные;
  • образовательные;
  • в сфере здравоохранения;
  • пенсионные;
  • развитие села.

В поддержке государства нуждаются те категории граждан, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себя должным образом. Приоритетными для социальной поддержки являются следующие группы населения:

  • многодетные семьи;
  • малоимущие семьи;
  • ветераны войны;
  • ветераны труда;
  • инвалиды;
  • сироты;
  • пенсионеры.

Могут быть внедрены социальные программы, направленные на конкретную часть лиц. Существующая программа на субсидирование жилья «Молодая семья» подразумевает помощь лицам, чей возраст не превышает 35 лет.

Состав замыкающей рейтинг десятки тоже практически не изменился по сравнению с предыдущим годом. Согласно данным исследования, последние места занимают Республики Хакасия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Калмыкия и Забайкальский край. В последнюю пятерку рейтинга входят Республика Алтай, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Еврейская автономная область и Тыва.

В рейтинге прошлого года большинство этих регионов также входили в последнюю десятку. Исключением является только Республики Хакасия, которая в предыдущем рейтинге занимала 64-е место. Покинула последнюю десятку Курганская область, которая переместилась с 77-й на 73-ю строчку.

Общими факторами, влияющими на состав последней десятки, стали невысокий уровень социально-экономического развития, отставание по доходам жителей и высокий уровень безработицы.

Значение сводного рейтингового балла у всех регионов из последней десятки меньше 35, что значительно ниже среднего по стране уровня.

Цель 17: Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития

ЦУР могут быть реализованы только при условии прочных глобальных партнерских отношений и сотрудничества.

Успешная реализация повестки дня в области устойчивого развития невозможна без налаживания на глобальном, региональном и местном уровнях всеохватывающих партнерских отношений, построенных на принципах и ценностях, общем видении и общих целях, ориентированных на удовлетворение интересов людей и планеты.

Для стимулирования роста и торговли многие страны нуждаются в официальной помощи в целях развития. Тем не менее уровни помощи сокращаются, и страны-доноры не выполнили свое обещание увеличить финансирование развития. По прогнозам, из-за пандемии COVID-19 мировая экономика резко сократится на 3% в 2020 году, испытав наихудший спад со времен Великой депрессии.

В настоящее время более чем когда-либо необходимо тесное международное сотрудничество для обеспечения того, чтобы страны могли располагать средствами для восстановления после пандемии, более эффективного восстановления и достижения целей в области устойчивого развития.

Развитие партнерства также имеет и некоторые недостатки. Возможно возникновение некоторых проблем, которые не характерны для личного владения.

  • Если в управлении участвует несколько человек, разделение власти вполне может привести к несовместимости во взглядах, несогласованной политике, к бездействию, когда требуется принятие решительных мер. По этим причинам управление может быть затруднено.

  • Финансы имеют ограничения, хотя и превышают возможности личных владений. Ресурсов нескольких партнеров может и не хватать, а это задержит потенциальный рост прибыли.

  • Продолжительность партнерства трудно предугадать. Смерть одного либо его выход чаще всего влекут распад партнерства, срыв деятельности
  • Ответственность на партнерах лежит равнозначная. Так что, если один принял неправильное управленческое решение, ответственность за результат ложится на всех. Преуспевающий партнер должен полагаться на благоразумие менее предприимчивых участников.

Все вновь возникающие партнерства в рамках ГЧП можно подразделить на основные модели (типы). В соответствии с поставленными целями партнерства существуют организационные типы, модели кооперации и финансирования. В большинстве случаев формы ГЧП складываются, базируясь на основных преимуществах различных моделей, а также их сочетаний.

Если рассматривать организационную модель, здесь нет глубокого вторжения в дела. Сотрудничество происходит за счет вербовки третьих организаций, уступки некоторых функций, а также конкретных обязанностей. Происходит передача объектов в наружное управление. В текущее время всераспространена организационная модель государственно-частного партнерства - концессия.

К финансовым моделям государственно-частного партнерства причисляются следующие формы: аренда, коммерческий наем, различные формы лизинга, интегрированное и предварительное финансирование.

Модель кооперации - это разнообразные формы, а также способы по объединению усилий нескольких партнеров, которые отвечают за общий процесс сотворения потребительских цен, как общественного блага. Подобные кооперации просят организовать сложные, в том числе холдинговые структуры по сооружению объектов, а также их эксплуатации в различных сферах социальной и производственной инфраструктуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *