Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выбор участка для размещения АГЗС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).
Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
Санитарно-защитная зона ЛЭП по СанПиН
Линии, находящиеся под напряжением создают электромагнитные поля, являющиеся фактором воздействия на окружающую среду и организм человека. С целью уменьшения этого влияния вдоль ЛЭП устанавливаются санитарные разрывы, ширина которых связана с величиной напряжения. Санитарно-защитная зона по СанПиН устанавливается перпендикулярно по обе стороны от крайних проводов высоковольтных линий (с учетом их проекции на землю).
№ | Напряжение, кВ | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|
1. | 330 | 20 |
2. | 500 | 30 |
3. | 750 | 40 |
4. | 1150 | 55 |
СЗЗ очистных сооружений
В разделе 13 СанПиН определены размеры СЗЗ для разных типов очистных сооружений (ОС), в том числе полей и прудов. Величина СЗЗ зависит от производительности сооружений:
№ | Тип сооружения | Производительность тыс. куб.м./сут | Класс | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|---|---|
1. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | >280 | I | 1000 |
2. | Поля орошения или фильтрации | >50 | I | 1000 |
3. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | 50-280 | II | 500 |
4. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | 50-280 | II | 500 |
5. | Поля орошения или фильтрации | 5-50 | II | 500 |
6. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | 5-50 | III | 300 |
7. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | 5-50 | III | 300 |
8. | Поля орошения или фильтрации | 0,2-5 | III | 300 |
9. | Пруды для биологической очистки, сливные станции | — | III | 300 |
10. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | IV | 100 | |
11. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | IV | 100 | |
12. | Поля орошения или фильтрации | IV | 100 | |
13. | Открытого типа ОС поверхностного стока, пункты для сплава снега, снеготаялки | — | IV | 100 |
14. | КНС и резервуары, служащие для аварийной регулировки, ЛОС от 1 тыс. куб.м/сут | — | V | 50 |
15. | Закрытого типа ОС поверхностного стока | — | V | 50 |
16. | Поля подземной фильтрации | V | 50 |
Требования к резервуарам на АЗС
Одна из важных частей автозаправочной станции – это резервуары, в которые закачивается горючее. Должно составляться четкое описание таких емкостей с указанием их общего числа, с прописыванием тех, которые на данный момент находятся в стадии активной эксплуатации. Также указываются данные об изготовлении резервуаров, типе топлива, для которого они предназначены.
Требуется указывать номинальную вместимость, а также совокупную вместимость всех емкостей, которые находятся в вашем распоряжении. Если вы проводите какие-либо технические мероприятия, информацию о них также нужно отображать.
На АЗС должна быть технологичная схема. Это безмасштабный документ, в котором указываются особенности и расположение запорно-регулирующей арматуры и другого связанного оборудования.
Потребуется и электрическая схема, на которой будут указаны все объекты, потребляющие электричество на территории площадки, электролинии и дополнительная арматура.
Что такое контейнерная или мобильная АЗС
В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.
В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 г.
В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС, мобильные АЗС, топливные модули, топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: «Контейнерная автозаправочная станция — это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие». И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное — она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС — это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся «топливный модуль» — все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.
Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в «контейнер» или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС «Мини АЗС» не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли «Мини АЗС» называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции «Мини контейнерные АЗС», а название «Мини АЗС» оставим для традиционных компактных заправок.
Правила установки и контролирующие органы
С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если Вы устанавливаете КАЗС для собственных нужд предприятия на своей территории и для ее установки нет капитального строительства, Вы не должны получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС.
Главная задача — установить АЗС в соответствии с НПБ 111-98:
- выдержать расстояния до различных категорий объектов;
- подготовить площадку с зоной въезда и выезда;
- изготовить основание для АЗС (выполненное в виде дорожной плиты — фундамента, высотой не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к ней площадке с размерами на 0,5 м больше габаритов самой станции во все стороны);
- установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта;
- назначить и обозначить ответственных и выполнить противопожарные мероприятия.
Какие мероприятия позволяют сократить границу СЗЗ
Согласно, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03 такое уменьшение предусматривается в нескольких случаях.
-
Во первых, когда объективно доказано, что уровни каждого из трёх видов загрязнения среды находятся в рамках нормальных своих значений ПДК и ПДУ либо ниже. Таким доказательством считаются соответствующие показатели, полученные при натурных исследованиях, организуемых на границе СЗЗ специально привлекаемыми аккредитованными лабораториями.
Внимание. Предприятия I и II класса (за исключением животноводческих, птицеводческих предприятий и кладбищ) в качестве аргументов, помимо изложенных, должны иметь положительные итоги оценивания риска для здоровья населения.
Когда граница СЗЗ прилегает к заселённой людьми местности, то объективным доказательством соответствия всех показателей загрязнения гигиеническим нормативам (ПДК, ПДУ) считаются результаты, полученные в рамках реализации надзорных мероприятий, а также выявленные при осуществлении предприятием собственного производственного экологического контроля.
Надзорные мероприятия реализуются органами федерального и/или регионального экологического надзора в форме плановых и/или внеплановых выездных проверок.
Внимание. Ежегодный список организаций, подлежащих плановой проверке, можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.Производственный контроль – процедура, обязательная для предприятий I, II и III классов опасности. Результаты производственного контроля должны содержать данные: об используемых технологиях, оборудовании, сырье, об объёмах выбросов и сбросов, величине физических воздействий, об отходной системе, о состоянии среды, о местах и методах проведения замеров концентраций веществ/соединений и местах и методах расчёта воздействий различных физических факторов.
-
Во-вторых, уменьшена производственная мощность, изменён набор используемых сырья и материалов, перепрофилировано и/или модернизировано предприятие, вследствие чего изменилась категория опасности.
Временное снижение объёмов производства без уменьшения производственной мощности не даёт компании право уменьшать свою СЗЗ.
- Третий случай — внедрение передовых более экологичных технологий и техники, смягчающих пагубное влияние на внешнюю среду. Такое внедрение необходимо, когда предприятие вынуждено «ужать» свою санитарно-защитную зону и предоставить проект сокращения СЗЗ, однако, в результате исследований не был доказан факт достижения нормальных значений ПДК и ПДУ.
Установление санитарной зоны на молочном предприятии
Санитарная зона рассчитывается по периметру определённого здания, составляющего производственный комплекс. В пределах СЗЗ на территории производства могут размещаться различные объекты – административные и нежилые здания, электроподстанции и автомобильные СТО, а также магазины, гостиницы и бытовки для вахтовых рабочих.
Согласно СанПиН, для ферм и хозяйств, содержащих крупный рогатый скот, граница СЗЗ определяется в зависимости от поголовья: 50 метров для коровников до 50 голов, 100 метров – для коровников до 100 голов, 300 метров – для ферм до 1200 голов и 500 метров для ферм до 2000 коров и до 6000 скотомест для молодняка. Для более крупных комплексов КРС устанавливается максимальный класс опасности и, соответственно, самая большая СЗЗ в 1 км.
Санитарная зона в 1000 м устанавливается и для открытых хранилищ навоза, однако если хранить только биологически отработанную жидкую фракцию, то её можно снизить до 500 м. Для закрытых хранилищ также устанавливается ССЗ в 500 метров, а для площадок для буртования навоза – 300 метров.
Минимальные санитарно-защитные зоны устанавливаются у объектов молокопереработки без животных. Для молочных и маслобойных производств СанПиН устанавливает границу в 100 метров, а для малых предприятий по переработке молока (до 10 т/сутки) – 50 метров. 50-метровая зона также закладывается вокруг продовольственных складов.
Зачем нужен расчет санитарно-защитной зоны?
Точный расчет санитарно-защитной зоны предприятия очень важен с точки зрения экологии и защиты жизни здоровья населения. Эта мера природоохранного законодательства преследует следующие цели:
-
Исключение опасности для населения.
Установленные санитарно-защитные зоны предприятий, на территории которых наблюдается превышение допустимых показателей загрязнения окружающей среды, шума и вибрации, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации № 190-ФЗ. наносятся на генплан города. В этой зоне не допускается жилищное строительство и размещение мест общественного пользования. Это направлено на защиту населения от негативного химического и физического воздействия промышленных предприятий. -
Сохранение экологического благополучия.
Проведение необходимых замеров и экспертиз позволяет природоохранным органам сделать вывод относительно допустимости строительства и эксплуатации объекта хозяйственной деятельности с точки зрения экологической безопасности региона. -
Разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды.
В процессе расчета СЗЗ и оформления соответствующего проекта, закон требует от руководства предприятия разработки комплекса эффективных мероприятий по охране окружающей среды и контролирует их реализацию.
Необходимые документы для процедуры
Для получения положительного вывода санитарно-эпидемиологической экспертизы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо предоставить следующие документы и материалы:
- ситуационный план в масштабе 1:2000;
- характеристика территории, анализ ее функционального использования, структура предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов;
- генеральный план объекта с указанием объектов, которые считаются источниками выбросов загрязняющих веществ и физического воздействия;
- подробное описание технологического процесса и работы промышленного оборудования;
- обоснование класса по санитарной классификации предприятия;
- данные по наличию и расположению источников выбросов загрязняющих химических веществ, шума и вибрации;
- результаты всех проведенных натуральных наблюдений;
- оценка уровня физических и химических воздействий на окружающую среду, полученная от аккредитованной организации;
- определение единой санитарно-защитной зоны и обоснование ее достаточности на основании замеров и расчетов;
- отчет об инженерно-экологических изысканиях на площадке;
- разработанный и утвержденный руководителем комплекс мероприятий по снижению негативного влияния деятельности предприятия на окружающую среду;
- документы, подтверждающие инженерное обеспечение территории – водоснабжение, подведение канализации, теплоснабжение, подключение электричества;
- справка из территориальных природоохранных органов о показателях фоновых концентраций и климатических условиях;
- схема размещения точек контроля и проведения натуральных наблюдений.
Нормативы и требования к охранным зонам
Охранная зона сетей канализации
Общие нормативные требования представлены в следующих документах:
СНиП 40-03-99 — более новый вариант СНиП 2.04.03-85 — основные требования к проектированию
СНиП 2.07.01-89* — все о планировке и застройке населенных пунктов
СНиП 2.05.06-85* — нормы, относящиеся к магистральным трубопроводам
СНиП 3.05.04-85* — организационные вопросы и приемка работ
Нормы и размеры охранных зон для определенного региона корректируются и принимаются местными городскими или сельскими административными органами управления.
Охранная зона сетей канализации при обычных условиях устанавливается в зависимости от диаметра труб:
до 600 мм — не менее 5 метров от стенок трубопровода
1000 мм и более — от 10 до 25 метров в каждую сторону, в зависимости от предназначения канализационной сети и состава грунта, в котором проложен трубопровод
При определении размеров охранных зон особое внимание уделяют таким параметрам, как:
сейсмологическая опасность
фактические показатели влажности
При неблагоприятных данных размеры охранных зон увеличивают.
СНиП 2.07.01-89* четко регламентирует расстояние по горизонтали от подземных сетей канализации до:
фундамента сооружений — 5 м для напорной и 3 м для самотечной канализационной сети
оси крайнего рельса железнодорожной колеи — 4 м
бордюра проезжей части — 2 м для напорной и 1,5 м для самотечной канализации
опор уличного освещения и контактной сети — 1 м
опор высоковольтных сетей — 3 м
Что такое наружная канализация
Значение «охранная зона канализации» относится к наружным сетям. Это система трубопроводов, по которой бытовые и промышленные стоки, собираемые внутренними водоотводящими системами, а также дождевая и талая вода, транспортируются к насосным станциям, а далее — на очистные сооружения.
В состав канализационных наружных сетей входят:
- трубопроводы различных диаметров
- колодцы:
- смотровые
- перепадные
- поворотные
При проектировании канализации учитывают несколько существенных факторов. Определяют:
- объем стоков
- условия эксплуатации
- расстояние до ближайшей насосной станции
- возможность подключения к существующему коллектору
- состав и свойства грунтов на участке предполагаемой укладки трубопровода
- рельеф местности
- уровень подземных вод
- климатические условия
- показатель промерзания грунта
Первая санитарная зона водозаборной скважины располагается в непосредственной близости от источника водозабора . Ее размеры определяются защищенностью или незащищенностью бассейна подземных вод. К защищенным относится подземный водяной бассейн, который защищен со всех сторон твердыми каменными породами, тем самым не создается его соединение с открытыми водоемами: озерами, реками и так далее. И размеры такого пласта распространяются на все три санитарных пояса. Незащищенный бассейн – это пласт воды, который сообщается с открытыми водоемами.
Так вот для незащищенных подземных вод граница санитарной территории должна составлять 50 м, для защищенных – 30 м. Получение лицензии на водозабор (пользования недрами) защищенного пласта выдается быстрее с меньшими проблемами, чем на пласт незащищенный. Все дело в том, что вероятность заражения и загрязнения скважины из такого водного бассейна выше, поэтому и требует особого обоснования.
Пояса зон охраны подземных источников
Деление ЗСО водозабора подземных источников обуславливается не только расстоянием до них, но и тем, насколько защищенными являются подземные воды. Это зависит от проницаемости водоупорной кровли, не дающей поверхностным или водам из других горизонтов проникнуть в скважину.
На защищенность источника влияет и то, куда направлен водоток. К примеру, если водоток идет вверх, радиус первой зоны должен быть не менее 200 м, а если вниз, то достаточно и 100 м. В целом радиус первого пояса колеблется от 30 до 200 м. Размещаются объекты подземного водозабора вне гражданской или промышленной застройки. В противном случае проект водозабора подземных вод нужно согласовывать в Роспотребнадзоре.
Первый пояс охранной зоны подземного источника должен быть оборудован стоком воды. Территория должна быть ограждена и находиться под охраной. Если проект водозабора согласован для подачи воды из застройки, прилегающие здания должны иметь канализацию с отведением вод за пределы первого пояса. Не допускается высаживание высоких деревьев и возведение новых построек.
Размеры второго и третьего поясов определяются гидродинамическими расчетами. Второй пояс рассчитывается исходя из соображений биологической безопасности, а третий должен исключить химическое заражение. Соответственно, во втором поясе запрещены применение и хранение ядохимикатов, несогласованное бурение новых скважин, устройство могильников и силосных ям. В третьем, кроме того, нельзя размещать склады ГСМ и иные источники возможного химического заражения.
Проведение натурных исследований и измерений
Проведение натурных исследований и измерений осуществляется в соответствии с планом-графиком, который подлежит согласованию с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе проекта обоснования СЗЗ. Измерения шума и атмосферного воздуха осуществляют организации , аккредитованные в системе Росаккредитации.
Натурные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны проводятся в течение не менее годового периода с отбором проб в различные сезоны года.
Выбор точек для размещения стационарных постов наблюдений осуществляется с использованием современных методов анализа величин расчетных приземных концентраций:
- на границе нормативной СЗЗ (для объектов, указанных в действующей классификации);
- на границах предлагаемой СЗЗ и за ее пределами – в зонах, максимально приближенных к местам проживания населения;
- для уточнения пространственного распространения загрязняющих веществ могут быть использованы результаты исследований снежного покрова.
Перечень загрязняющих веществ, требующих систематического наблюдения, определяется с учетом расчетных концентраций, а также степени опасности загрязняющих веществ для здоровья населения. В программу (план-график) должны быть включены специфические вещества, характерные для выбросов рассматриваемого объекта, определяющие размер СЗЗ, канцерогены, вещества I-II классов опасности.
Натурные измерения шума проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07:
- на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских дошкольных учреждений и участках школ, территориях больниц и санаториев – не менее чем в трех точках, расположенных на ближайшей к источнику шума границе площадок (вне звуковой тени) на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхностей площадок;
- на территории, прилегающей непосредственно к жилым домам и зданиям больниц, санаториев, детских дошкольных учреждений и школ – не менее чем в трех точках, расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхности территории и при, необходимости, на уровне середины окон. Окна зданий в этом случае должны быть закрыты.