Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека, попечительство, патронаж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
- Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
- Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
- Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»
Специальная литература
- Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
- Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
- Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
- Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
- Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
- Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
- Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
- Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
- Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
- Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
- Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
- Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
- Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
- Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
- Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
- Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
- Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
- Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
- Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.
Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти, основная их задача – это обеспечение соблюдения прав и свобод недееспособных лиц, предусмотренных на законодательном уровне. Для выполнения поставленных целей они вправе:
- направлять исковые требования в суд от лиц, оставшихся без родителей или законных представителей;
- проверять условия жизни подопечных;
- проводить надзорные мероприятия за ответственными лицами;
- устанавливать патронаж над лицами, которые в силу физических или психических ограничений сами не в состоянии защищать свои интересы;
- отстранять от реализации возложенных обязательств ответственных представителей;
- оформлять соглашения по доверительному управлению имущественными объектами подопечных лиц;
- выражать согласие на проведение конкретных сделок с недееспособным лицом;
- заключать договоры опеки и попечительства и т.п.
Функции органов опеки и попечительства обеспечены положениями ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве».
Обязанности, которые должен выполнять опекун, во многом схожи с обязанностями родителей. Основные действия человека, осуществляющего опеку над недееспособным гражданином, должны быть направлены на:
- обеспечение ухода;
- всестороннее развитие, как физическое, так и духовное;
- выбор оптимальных методов и форм воспитания;
- получение подопечным знаний по программе общего образования;
- организацию его встреч и общения с родственниками;
- общение с родственниками;
- защиту прав и интересов ребенка в различных инстанциях;
- осуществление лечения и мер, направленных на улучшение его здоровья.
Какие документы необходимо подготовить для оформления опекунства
Для того, чтобы подтвердить свое желание стать опекуном, необходимо предоставить в орган опеки и попечительства такие документы:
- Заявление.
- Автобиографию.
- Паспорт либо другой документ, подтверждающий личность.
- Медицинская справка о состоянии здоровья.
- Справка с места работы либо иной документ, отражающий уровень доходов.
- Справка об отсутствии судимости.
- Справка от нарколога.
- Документ, подтверждающий наличие жилплощади.
- Согласие лиц, проживающих с заявителем на одной жилплощади.
- Заключение МСЭК о присвоении группы инвалидности.
- Решение суда о признании лица недееспособным.
Это общий пакет документов. Следует учесть, что в каждом конкретном случае заявителю могут понадобиться дополнительные справки.
Существует несколько видов такого рода патронажа в зависимости от возраста и состояния человека, нуждающегося в помощи. По этой же причине будут различаться и услуги, предоставляемые патронажной службой.
Различают следующие типы:
- патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
- уход за новорожденным;
- детский патронаж;
- уход за людьми пожилого возраста;
- помощь людям с ограниченными возможностями;
- наблюдение за психически больными пациентами;
- соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.
Юридические лица могут иметь свои обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, – представительства и филиалы. Первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; вторые могут осуществлять часть или даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юридического лица, а их имущество является частью имущества юридического лица. Филиалы и представительства действуют на основании не самостоятельных уставов и подобных им учредительных документов, а на основе положения, утвержденного юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют по его доверенности. Главные различия между этими подразделениями определяются объемом выполняемых ими функций. Представительство имеет меньшее количество функций по сравнению с филиалом. Так, филиал может вести всю или часть деятельности юридического лица, в то время как под представлением интересов юридического лица понимается совершение правовых действий, носящих административный, вспомогательный характер.
Дочерние и зависимые общества и их отличие от представительств и филиалов. Взаимосвязь имущества и деятельности некоторых хозяйственных товариществ и обществ порождает их деление на основные общества (товарищества) и дочерние общества, а также преобладающие (участвующие) общества и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 106 ГК). Таким образом, как в отношениях основного – дочернего, так и в отношениях преобладающего – зависимого обществ присутствует элемент влияния (контроля). Наличие контроля означает, что контролирующее общество (основное, преобладающее) получает в той или иной степени возможность влиять на руководство подконтрольным (дочерним, зависимым) обществом. В то же время наличие элемента зависимости не лишает дочернее (зависимое) общество статуса юридического лица, т. е. статуса самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данное обстоятельство коренным образом отличает дочернее и зависимое общество от филиалов и представительств, которые рассматриваются лишь как подразделения организации, их создавшей. С этим связан и ряд других особенностей. Так, например, дочерние (зависимые) общества могут создаваться в любом месте, в том числе в месте нахождения основного (преобладающего) общества, что исключается для филиалов и представительств.
Между дочерними хозяйственными обществами и зависимыми хозяйственными обществами существуют и различия. Так, контрольный пакет акций (учитывая голосующие акции) основного общества в дочернем обществе, как правило, составляет более 50 %; в зависимом обществе – более 20 %. В основу создания дочернего общества положен критерий возможности основного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между обществами договором. В зависимом хозяйственном возможности преобладающего общества определяются тем, что оно, являясь владельцем значительного пакета акций и обладая соответствующим числом голосов, может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основного общества, однако основное общество, имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам). Преобладающее общество не располагает по отношению к зависимому обществу теми правами, которые имеет основное общество по отношению к дочернему, и поэтому не несет какой-либо ответственности по долгам (обязательствам) зависимого общества.
Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений.
Объектами обязательственных правоотношений являются сами действия обязанного лица, которые могут выразиться в совершении им работы или оказании услуг. Совершаемая работа в ряде случаев имеет целью создание какого-либо овеществленного результата, который является предметом обязательственного правоотношения. Например, работа подрядчика по пошиву костюма приводит к созданию индивидуально-определенной вещи – костюма, которая служит предметом договора подряда. Однако не все действия субъектов обязательственного права приводят к созданию результата, имеющего материальную форму (например, оказание юридических, медицинских услуг), при этом интерес клиента заключается в самом получении соответствующей услуги, которая и является предметом договора возмездного оказания услуг.
Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (т. е. интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
В силу ст. 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Согласно ст. 1227 ГК интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь, как правило, не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи.
Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений. Важными объектами гражданских правоотношений являются нематериальные блага, которые также защищаются гражданским законодательством как при жизни, так и после смерти их обладателей.
Понятие юридического факта. Простые и сложные юридические факты. Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании различных жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Эти обстоятельства обычно именуются юридическими фактами. Поскольку юридические факты лежат в основе гражданских правоотношений и влекут за собой их установление, изменение или прекращение, их называют основаниями гражданских правоотношений. Статья 8 ГК содержит общий, не исчерпывающий перечень различных юридических фактов как оснований гражданских правоотношений. При этом гражданские отношения могут возникать, изменяться и прекращаться и на основе иных юридических фактов, которые прямо не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.
Несмотря на то, что, в большинстве случаев гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в жизни не исключены ситуации, когда какие-либо отношения имущественного и личного характера оказываются неурегулированными гражданским законодательством. Например, практике известны споры лиц, выигравших по лотерее дорогостоящую вещь (квартиру) по одному из лотерейных билетов, купленных ими в складчину с условием раздела выигрыша, полученного по любому из билетов. Действующее законодательство признает подобные основания юридическими фактами при условии их соответствия общим началам и смыслу гражданского законодательства. Если какое-либо соглашение субъектов гражданского права основано на признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора и других основных начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК), оно может порождать гражданские права и обязанности.
Основанием гражданского правоотношения может служить единичный юридический факт. Например, для установления обязательства купли-продажи достаточно заключения договора между продавцом и покупателем. Такие обстоятельства именуются простыми юридическими фактами. Однако основание некоторых гражданских правоотношений образуют два, а иногда и более юридических фактов, возникающих либо одновременно, либо в определенной последовательности. Например, для установления жилищного обязательства в отношении муниципального жилого помещения требуется выдача ордера и заключение на его основе договора найма жилого помещения. Такие основания гражданских правоотношений именуются сложным юридическим фактом.
Основная классификация юридических фактов. Предусматриваемые законом юридические факты делятся на две большие группы.
1. Первую группу составляют действия граждан и юридических лиц, которые, в свою очередь, подразделяются: а) на правомерные действия; б) неправомерные действия. Здесь необходимо заметить, что нормы гражданского права связывают юридические последствия как с действиями, так и с бездействиями. Например, если подрядчик своевременно не приступает к исполнению договора подряда, то заказчик в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
К правомерным действиям относятся договоры, иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления (например, выдача органом местного самоуправления ордера на занятие жилого помещения), судебные решения, установившие гражданские права и обязанности, факты приобретения имущества на иных (кроме сделок) законных основаниях (к примеру, вследствие приобретатель-ной давности – ст. 234 ГК), а также факты создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности. По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.
Юридические поступки – это правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок. Например, находка потерянной вещи порождает обязательство по ее возврату потерявшему даже в том случае, если у нашедшего вещь нет никакого желания возвратить эту вещь ее владельцу (ст. 227 ГК).
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются в следующих случаях:
- если опекун (попечитель) либо сам подопечный умер;
- если был указан срок действия опекунства, то по истечении этого срока;
- если опекаемый гражданин признается полностью дееспособным;
- при отстранении или освобождении опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.
Кроме того, опека над несовершеннолетними детьми прекращается в следующих случаях:
- достижение несовершеннолетним возраста 14 лет прекращает опеку, достижение возраста 18 лет — прекращает попечительство;
- если несовершеннолетний вступает в брак, то попечительство прекращается;
- опека над ребенком, у которого родители не достигли возраста 16 лет, прекращается при достижении его родителями совершеннолетия;
- если несовершеннолетнего возвращают родителям либо усыновляют;
- если подопечного помещают в специальное заведение (интернат, лечебное заведение и т.п.).
Разновидности патронажа
Виды патронажа могут быть следующими:
- над пожилыми людьми — сюда можно отнести услуги сиделки, помогающей ослабленным возрастными заболеваниями гражданам;
- над инвалидами — наблюдение доктора или медсестры, проведение данными медработниками необходимых процедур;
- над психически больным — помощь доктора-психиатра или медицинской сестры, работающей в психоневрологическом диспансере, семье, где проживает гражданин, страдающий расстройством психики;
- над детьми — активное наблюдение за ребятами с ослабленным здоровьем;
- над новорожденным — курирование младенца, контроль за его состоянием, проведение диагностики отклонений в развитии, заболеваний;
- над беременной — активная поддержка беременной женщины со стороны медсестры женской консультации, гинеколога-акушера;
- дородовой патронаж (антенатальный) — школа будущих родителей.
Алгоритм оформления разрешения
Процедура оформления патронатного соглашения достаточно проста.Для этого гражданин или семья, желающие взять на воспитание ребенка, должны выполнить следующие действия:
- Посетить службу опеки и попечительства для первичной консультации.
- Подготовить необходимые документы согласно списку и пройти специальные курсы подготовки для патронатных воспитателей. Обучение занимает порядка 80 часов.
- Подать документы и получить заключение о возможности стать патронатным воспитателем.
- Встать на учет как патронатная семья.
- Выбрать ребенка, который будет впоследствии передан на воспитание.
- Опека издает соответствующее распоряжение, и заключается договор о патронатной семье.
- Представители опеки ведут контроль за условиями проживания несовершеннолетнего ребенка.
Особенности гражданского патронажа
Гражданский патронаж представляет собой оказание систематической помощи больным и престарелым людям, не способным обслуживать себя самостоятельно. Такие услуги могут предоставляться бесплатно или за деньги.
В первом случае, помощника должно найти государство. Это может быть любой человек, например, родственник нуждающегося в уходе, прошедший процедуру проверки органами опеки.
ВНИМАНИЕ! Помощник нуждающегося гражданина не приобретает материальных прав в отношении него. Он обязан действовать в интересах подопечного, но может распоряжаться его деньгами и имуществом только на основании заключенного договора.
В случае отказа органов опеки, гражданин или его родственники могут обратиться в частную коммерческую организацию. Например, осуществлением ухода на дому занимается патронажная служба. Кроме того, существует множество частных пансионатов для больных и престарелых.
Кто может быть опекуном (попечителем)?
Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.
Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).
Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.
Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.
Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.
Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются в следующих случаях:
- если опекун (попечитель) либо сам подопечный умер;
- если был указан срок действия опекунства, то по истечении этого срока;
- если опекаемый гражданин признается полностью дееспособным;
- при отстранении или освобождении опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.
Кроме того, опека над несовершеннолетними детьми прекращается в следующих случаях:
- достижение несовершеннолетним возраста 14 лет прекращает опеку, достижение возраста 18 лет — прекращает попечительство;
- если несовершеннолетний вступает в брак, то попечительство прекращается;
- опека над ребенком, у которого родители не достигли возраста 16 лет, прекращается при достижении его родителями совершеннолетия;
- если несовершеннолетнего возвращают родителям либо усыновляют;
- если подопечного помещают в специальное заведение (интернат, лечебное заведение и т.п.).
Комментарии к статье 41 ГК РФ
- Актуальная редакция статьи 41 ГК РФ устанавливает: патронаж не является формой опеки или попечительства.
- Гражданин, нуждающийся в помощнике, может самостоятельно защищать свои юридические права, исполнять обязанности. Помощник не вправе воздействовать на его волю. При обнаружении у патронируемого психических заболеваний, ограничивающих возможность понимать и руководить своими действиями, возбуждается судебное дело о признание лица недееспособным. В соответствии с федеральным законодательством, для данной категории назначается опекун или попечитель.
- Помощник правомочен совершать юридические действия от лица подопечного согласно его воле. Действия закрепляются договорами поручения и управления имуществом.
- Помощник не имеет право на имущественную выгоду, кроме оплаты, указанной в договоре о патронаже.
- Помощник не имеет права брать обязательства законного представителя патронируемого.
- В судебном и исполнительном производстве, так же, как и в уголовном процессе, гражданин, находящийся под патронажем, участвует самостоятельно. Помощник может организовать перевозку лица к месту судебного разбирательства.
- Патронаж не является формой социального обслуживания. Законодательство не относит к обязанностям помощника организацию питания, оказание медицинских и бытовых услуг.
- Для назначения патронажной помощи требуется добровольное заявление нуждающегося гражданина и согласие выбранного помощника.
- Участие органов опеки при составлении и заключении договора о патронаже законодательством не регулируется.
- Работник, предоставляющий социальные услуги, не вправе стать помощником.
- Органы опеки и попечительства имеют право прекратить патронаж только при выявлении грубых нарушений в деятельности помощника.
Отличия от других форм воспитания
Как усыновление, опека и попечительство, патронат – это форма семейного воспитания. У всех них есть общее и особенное, что позволяет выделить вид из числа других. Усыновление, например, порождает родственные связи между сторонами, опека и попечительство предусматривают полноценный уход не только за ребенком, но и за совершеннолетними, а приемная семья предусматривает возмездный уход.
Идентифицирующий признак патроната – это разграничение родительских прав и обязанностей между биологическими родителями (если они не лишены прав), органом опеки и воспитателем.
То есть главное отличие приемной семьи от патронатной в том, что последняя не является единоличным законным представителем подопечного.
Нужно понимать, что в данном контексте рассматривается именно воспитание с передачей ребенка в семью, сопровождающееся профессиональным взаимодействием педагогов, психологов и воспитателей. Оно предусматривает широкий круг передаваемых детей, предварительную подготовку родителей, а также сохранение связей с кровной семьей, чем отличаются патронат и сопровождение с опекой.
Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином
Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.
Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.
Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.
Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.
Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.