Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сегодня предусмотрен большой перечень видов и методов психологической помощи для использования менеджерами, управленцами и предпринимателями с целью решения соответствующих психологических проблем. Самыми популярными являются психологические консультации, которые применяются бизнес-организациями с существующими позициями психолога, организованными специализированными психологическими службами, кабинетами психологической разгрузки.
- Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
- Чуткость к эмоциональному состоянию человека. Профессиональный такт.
- Уверенность в себе
- Пластичность (способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков и т.д.). умение гибко менять стратегию диалога.
- Эмоциональная сдержанность и терпимость, объективность
- Терпимость, деликатность, доброжелательность
- Поддержание общей культуры поведения
- Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения
- Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
- Постановка реалистичных целей
- Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта,
так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился. - Положительное изменение в тех аспектах психологии и поведения клиента, на
регулирование которых непосредственно и было направлено консультирование.
Оценка результатов:
- самоощущение клиента (изменения)
- результаты психологического тестирования
- наблюдение за поведением клиента (изменение поведения)
Причины недостаточной результативности:
Под недостаточно высокой результативностью психологического консультирования понимаются случаи, когда реальные итоги консультирования на самом деле оказываются меньше ожидаемых, или когда результаты консультирования, в общем, соответствуют ожиданиям клиента, но не полностью решают его проблему.
- Незнание психологом законов развития и изменения того или иного психологического
свойства и формы поведения, на которую оказывается воздействие в ходе проведения консультации
(Решение: осознавать психологу свою информационную ограниченность — научные знания о поведении человека и психологических явлений являются недостаточно полными и точными — и не обещать клиенту того, что выходит за пределы его компетенции)
- Отсутствие оптимальных условий, при наличии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации и рассчитывать на положительные результаты
(Решение: обдумать, как клиент может выполнить полученные рекомендации таким образом, чтобы никакие события, происходящие в жизни клиента, не могли помешать этому)
- Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным рекомендациям
(Решение: добиваться доверия клиента; предоставить информацию об успешном решении подобной проблемы / лучше, если это сделает другой клиент/ разобраться в причинах нежелания клиента выполнять рекомендации) - Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Таким образом, все вышеперечисленные профессиональные области и профессии имеют много общего, что, в свою очередь, доставляет проблемы при их выделении в отдельную профессиональную отрасль, а это влечет за собой необходимость исследовать поле профессиональной компетентности именно психологов-консультантов в сравнении с другими видами консультантов (Бондаренко А.Ф., 2012).
Однако в настоящей статье мы сосредоточили внимание не только и не столько на дифференциации различных профессий, связанных наименованием «консультант», и деятельностью, называемой «консультирование», сколько над их сходством! Это сходство ясно видно в таблице — скачать таблицу в формате pdf.
Предполагаем, что это сходство может стать основанием для объединения многих, если не всех этих специальностей под общей крышей, общим предметным полем, называемым «консультативная психология».
Нам представляется интересным термин «терапевтическая психология» (Шостром Э., Браммер Л. , 2002). Однако, как мы видим есть области, явно выходящие за рамки «терапии», но являющиеся вполне «консультативными»…
По сути, может быть, самым правильным для объединения всех представленных нами сфер был бы термин «консультативно-терапевтическая психология» или даже «консультативно-терапевтически-коучинговая психология». Однако неблагозвучность данного гибрида склоняет нас к предложению остановиться на уже известном и приживающемся в России термине «консультативная психология», но относящемся не только к области психологического консультирования, понимаемом не узко, а максимально широко. Объединяя, тем самым, по меньшей мере, три практических поля: консультирования, коучинга и психотерапии.
Психологическое бизнес консультирование
Психологическое консультирование может существовать и в бизнесе. Под ним понимается разновидность профессионального коучинга. Основной ее целью считается развитие у слушателей профессиональных навыков. Такие компетенции помогают работникам учреждения быстрее решать задачи бизнеса.
Что включает в себя бизнес консультирование в психологии:
- анализирование бизнес ситуаций;
- осознание значимости и собственной индивидуальности предпринимателем;
- экспертиза, обучение, сотрудничество с работниками предприятия.
В процессе бизнес консультирования решаются такие цели:
- Организация психологической помощи, сфокусированной на конкретной группе сотрудников.
- Организация психологической помощи всему персоналу предприятия.
Глава 1.4. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.
Эти вопросы рассматривались в контексте:
Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др.).
Выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)
Определение роли и места способностей‚ интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)
Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента‚ еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях‚ задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и деятельности.
Ф.Б.Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде
последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестры); накопительного (4-7семестры); определяющего (8-10 семестры). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.
Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидным‚ что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.)
Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в ВУЗе показали‚ что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.
В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе
он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем — 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.
Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9‚8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на третьем -47,62 % балла. Следовательно, необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. Первокурсники 2002г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004т. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества‚ вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.
№ пп |
Качество |
Удельный вес, % |
1 |
Умение слушать (слышать), понимать других людей |
59,2 |
2 |
Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность |
52,8 |
3 |
Доброта, любовь к людям |
52,0 |
4 |
Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу) |
44,1 |
5 |
Интеллект |
41,7 |
Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога‚ но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе. Вероятно‚ этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели ‚ задачи и трудности‚ связанные с профессией психолога.
ЧАСТЬ 2. ЭССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ»
Глава 2.1. Цель, задачи, предмет, объект исследования
Предметом в данном исследовании является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Целью же данного исследования являлось изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.
В ходе работы было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
2. Изучить профессионально-значимые качества психолога.
3. Изучить личностные качества психолога.
4. Проанализировать динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
5. Обобщить данные, определить значимость и влияние профессиональных и личностных качества психолога на его деятельность.
Глава 2.2. Заключение по изученному теоретическому материалу, итоги исследования
Из проведенного мною теоретического исследования по данной теме следует, что будущий психолог несет очень большую ответственность, т.к. работает с людьми, решая их психологические проблемы, затрагивающие также душевную сферу жизни. Для такой работы психологу-консультанту необходимы определенные профессионально-значимые и личностные качества, без которых он просто не сможет качественно совершать свою работу. Такие качества относятся к эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферам.
Также важнейшим качеством психолога является способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). Ведь невозможно помочь человеку, не имея сочувствия и сострадания по отношению к нему.
Что касается динамики развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе, мы видим, что несмотря на значимость и результативность проведенных исследований в области личностного развития и профессионального становления студента, ряд проблем еще остается малоизученным. А ведь совершенно верно, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.). Ведь это очень важная и социально значимая проблема. К примеру, попадает человек на прием к психологу, который окончил ВУЗ просто для получения «корочки» или же просто к человеку, без определенного набора личностных качеств, необходимых в данной профессии. К чему это может привести? В лучшем случае, к неприятному впечатлению от посещения, которое, возможно, может заставить клиента подумать, что все психологи такие, и отказаться вообще посещать специалиста, не решая свою проблему, а только усугубляя ее. В худшем же случае, клиент послушает совет такого «специалиста» и у него могут начаться еще более серьезные психологические проблемы, если, допустим, клиент очень доверчив и послушает совета.
Также по данным, приведенным в исследовании, видно, что чрезвычайно важно обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. На основе моего опыта могу сказать, что большинство преподавателей дают студентам только «сухую» теорию, не обращая внимания на это качество, в результате мы получаем совершенно черствых «специалистов», которые не смогут в должной мере оказать помощь тому или иному человеку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что уровень профессионализма и личностных качеств, необходимых в данной профессии, очень важен. Психолог изначально должен обладать определенным набором личностных качеств и понимать это, а также осознавать, что несет большую ответственность за свою работу, если этот психолог действительно хочет стать практикующим специалистом в своей области. Необходимо развивать уровень эмпатии у студентов, ведь без этого в практикующей психологии делать нечего. Соблюдая все вышесказанное можно в итоге получить достойных специалистов, а, следовательно, более здоровое в психологическом плане общество.
Обязанности профессии психолога консультанта
- Выполнение психологических экспериментов и исследований, целью которых является выработка в сфере психологии новых познаний.
- Помощь социальным службам и медицинским сотрудникам при работе с отдельными категориями граждан и пациентов (больные, находящиеся в неизлечимых стадиях рака и иных патологических состояний, люди с алкогольной, наркотической и т. п. зависимостями, жертвы семейного насилия).
- Предоставление услуг государственным и частным организациям (работа с неблагополучными семьями, решение конфликтных ситуаций, подбор персонала, поддержание благоприятного микроклимата в коллективе и др.).
- Выполнение мероприятий по профориентации.
- Выполнение профработы, предупреждающей отклонения в развитии психики.
- Проведение с детьми (чаще всего) коррекционной работы, цель которой – устранить отклонения развития психики.
- Выполнение психологического диагностирования, обрабатывание полученных результатов, составление психологического портрета личности.
- Психологическая помощь как коллективам при возникновении межличностных конфликтов, так и отдельному человеку при появлении у него внутриличностных проблем.
- Изучение психологического климата в коллективе (или уровня психологического развития отдельно взятых людей), характеристик личности, психологических процессов и состояния.
Психологическая коррекция
Границы между понятиями «психологическая коррекция» и «психотерапия» довольно размыты. И там и там психолог осуществляет воздействие на психику клиента. Однако разница между психотерапией, которая является, по сути, лечением, и психокоррекцией велика. Она в методах, средствах, силе воздействия и категории людей с которыми работают специалисты.
[sc name=»Adsense»]
Психолог корректирует ту или иную психологическую структуру, желая обеспечить полноценное развитие и функционирование личности, а психотерапевт имеет целью коренное изменение личности. Психотерапевт приводит психику в норму, а психолог обеспечивает благополучное развитие и функционирование здоровой личности.
Коррекция психики – это:
- исправление особенностей психологического развития личности не соответствующих оптимальной модели жизнедеятельности;
- формирование нужных психологических качеств, моделей, привычек для повышения адаптации в быстро изменяющихся или стрессовых жизненных условиях.
Психологическая коррекция может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог разрабатывает психокоррекционную программу, предусматривающую систематическую целенаправленную работу клиента над собой.
Психокоррекции поддаются многие личностные недостатки: конфликтность, агрессивность, пассивность, замкнутость, застенчивость, лживость и прочие.
Грубо говоря, любая работа над собой, имеющая целью улучшение того или иного качества или формирование новой положительной черты характера, привычки, модели поведения – это коррекция психики.
Круг обязанностей специалиста
Задача врача-психиатра – оказание квалифицированной психотерапевтической помощи, основанной на современных методиках диагностики, лечения, реабилитации и профилактики. Такая помощь необходима, если под влиянием процессов, происходящих в нервной системе пациента, наблюдаются поведенческие расстройства.
На первом приеме психиатр проводит беседу с пациентом, собирает анамнез, выявляет нарушения мозговой деятельности и их источник, разрабатывает план терапии. Кроме опроса специалист использует тестирование, с помощью различных методик выявляет особенности мышления и интеллектуальных функций. На основании полученной информации врач разрабатывает индивидуальную схему, которая может включать лекарственные, инструментальные и психотерапевтические методы. Наиболее популярные инструменты восстановления нормального функционирования психики: аутотренинг, гипноз, занятия в группах.
Психиатр занимается:
- первичным консультированием пациентов;
- сбором анамнеза;
- медицинским обследованием;
- постановкой первичного диагноза;
- разработкой схемы лечения с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания;
- регулярными осмотрами пациента;
- оформлением медицинской документации;
- ведением истории болезни.
Круг обязанностей специалиста
Пациентами гипнолога прежде всего становятся люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, игроманией. Специалист вытаскивает наружу неосознаваемые страхи и подавленные эмоции, прорабатывает их вместе с пациентом, формирует у него нормальную самооценку, возвращает адекватное восприятие действительности.
Гипнолог занимается:
- подготовкой к сеансам гипноза;
- приёмом пациентов;
- созданием доверительной атмосферы;
- выявлением источника проблемы;
- выстраиванием плана лечения;
- введением клиента в гипнотическое состояние;
- поиском эффективных образов и установок;
- выведением клиента из гипноза;
- коррекцией усвоенных клиентом установок.
Клинический и обычный психолог – в чем разница
До сих пор люди, далекие от психологии, путают обычных и клинических психологов. Рассмотрим основные различия.
Параметр работы |
Клинический психолог |
Обычный психолог |
Как попасть на прием |
Только по направлению другого врача, если клинический психолог работает в государственном учреждении. Клиент может самостоятельно найти специалиста с частной практикой. |
Существует несколько способов: 1. найти в соцсетях; |
Цель работы |
Снять симптом. Например, клиент жалуется на бессонницу из-за повышенного уровня тревоги. В ходе работы уровень тревоги снижается, симптом пропадает (возвращается здоровый сон). На этом работа клинического психолога заканчивается. Но клиент может продолжить терапию с этим специалистом по собственному желанию. |
Улучшить качество жизни. Если к обычному психологу приходит клиент с бессонницей, то после возвращения здорового сна клиент может продолжить терапию уже с другим запросом. |
Положение пациента |
Клиент рассматривается в роли пациента. Взаимодействие «врач — пациент» работает, как и в любой другой медицинской отрасли. У врача активная роль, а у пациента — пассивная. Врач берет на себя ответственность за лечение больного, сам выбирает метод лечения, принимает решение о результатах. |
Клиент рассматривается в роли заказчика. Ответственность за работу делится поровну между клиентом и специалистом. |
Диагностика |
Клинический психолог имеет право проводить диагностику, так как владеет необходимыми знаниями по физиологии и анатомии. |
У обычного психолога все зависит от его образования. |
Возможность выписывать медикаменты |
Может, если есть базовое медицинское образование. |
Без медицинского образования психолог не имеет права выписывать медикаменты. |
Оценка эффективности работы |
По объективным факторам: улучшение состояния. |
По субъективным факторам: сам клиент оценивает прогресс и результаты. |
Требования к наличию личной терапии, супервизии, регулярному повышению квалификации |
Большинство организаций (ПНД, медицинские центры, поликлиники, детские центры и т. д.) требуют наличия личной терапии, супервизии, регулярного повышения квалификации. Проверяют документы об образовании. |
Если психолог ведёт частную практику, ему рекомендуется проходить личную терапию, супервизии и регулярно повышать квалификацию. При трудоустройстве работодатель может потребовать документы о профессиональном обучении (высшем образовании, курсах профпереподготовки и повышения квалификации). Сайты-агрегаторы психологов также требуют информацию о личной терапии, супервизиях, обучении. |
В чем разница c клиническим психологом
Хотя клинические психологи могут также специализироваться на исследованиях, если они предпочитают, клиническая психология в целом — это не просто научные исследования. Клинические психологи могут помогать своим клиентам с их психическим здоровьем. Это происходит с помощью консультаций, оценок, психологических тестов и лечения. Используя научные методы и принципы психологии, специалисты могут понять, как лучше всего лечить тех, кто страдает от психологических проблем и отклонений. Цель клинических психологов состоит в том, чтобы предложить клиенту корректирующий курс или специальное лечение, которое может улучшить его психическое благополучие.
Что касается различий в образовании между этими двумя профессиями, то психолог должен закончить четырехлетнюю университетскую программу психологии. Чтобы стать дипломированным специалистом, необходимо получить степень бакалавра плюс определенный объем практической работы. Клинический психолог, с другой стороны, должен получить степень бакалавра в области психологии, а затем еще пройти обучение на клинического психолога , обязательно сопровождающееся клинической подготовкой. Таки специалисты также должны ежегодно совершенствовать свое образование.
Представления психологов-консультантов о том, нужна ли им психодиагностика и как они могут ее использовать в своей практической работе, разнообразны, но в целом довольно скептичны (см. подробнее Барлас, 2001а). Одна из причин этого — отсутствие интереса к подобным вопросам со стороны специалистов по психодиагностике, которые (в отличие, например, от тех, кто работает в детской или организационной психологии) как правило не считают своей непосредственной задачей проблемы адаптации психодиагностики к конкретным практическим задачам и ситуациям психологического консультирования. В результате психолог-консультант имеет в своем распоряжении набор качественных инструментов при отсутствии четкого представления о том, зачем они ему нужны. Поэтому набор остается невостребованным, или используется недостаточно эффективно, или вообще не по назначению.
Предлагаемая статья является попыткой восполнить данный пробел и дать варианты ответов на наболевшие вопросы о взаимоотношениях психодиагностики с психологическим консультированием и психотерапии.
Прежде всего, сформулируем те преимущества, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи, по сравнению с неформализованными методами. К этим преимуществам можно отнести:
— Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут и противоречить им, что должно стать серьезным основанием для их проверки, а возможно и пересмотра.
— Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи. Дополнительные возможности по высвобождению времени психолога на проведение тестирования и обработку результатов обеспечивает компьютерное тестирование.
— Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. Эта информация как правило гораздо богаче и объективнее, чем, к примеру, записи психотерапевтической сессии. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом, если возникнет потребность в их повторном анализе или переосмыслении.
— Возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки, а то и сотни специально отобранных вопросов, тогда как при беседе психолог часто делает выводы на основе меньшей по количеству и более фрагментарной информации. Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.
Для понимания возможностей психодиагностики, на наш взгляд, имеет принципиальное значение то, какие методы использует психолог в своей работе — тестовые или экспертные (см. Основы психодиагностики, 1996). Остановимся на этом несколько подробнее.
Тестовые методы предполагают использование тестов как относительно кратких стандартизованных испытаний, позволяющих дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Стандартизованное испытание подразумевает наличие стандарта процедуры проведения тестирования, обработки его результатов и их содержательной оценки, который задается разработчиком теста, а от пользователя требуется строгое его соблюдение. Только при соблюдении стандарта пользователь сможет «воспользоваться плодами труда» разработчика, т.е. оценить своего клиента с помощью тестовых норм и данных по содержательной интерпретации. Основными атрибуты качественного теста являются: стандартный тестовый материал, ключи для обработки, тестовые нормы, сведения об основных характеристиках теста — валидности и надежности, которые позволят пользователю оценить качество теста и его соответствие задачам исследования, а также основы интерпретации, пользуясь которыми можно «перевести» количественный показатель испытуемого в описание его психологических особенностей.
В отличие от тестовых методов, экспертные (клинические) методы не предполагают стандартизации. Процедура их проведения и анализа задана не так жестко, как для тестов, и может быть изменена психологом, если он сочтет это целесообразным. Их результатом является качественная оценка психологических особенностей испытуемого. Как правило, экспертные методы предполагают развернутое взаимодействие между психологом и испытуемым. Они позволяют дать углубленное целостное описание психики человека, дают возможность гибко адаптировать процедуру психодиагностического исследования к индивидуальным особенностям конкретного клиента. Однако при работе с экспертными методами следует учитывать, что они как правило не имеют жесткой схемы анализа и интерпретации результатов, и поэтому эффективность их применения зависит от опыта и интуиции психолога. Чем меньше опыт применения методики, тем меньше информации она дает психологу, тем больше вероятность неправильных выводов.
Таким образом, работа психолога в рамках тестового или экспертного подхода приципиально различается по своей «идеологии». Оба они могут дать богатую информацию практическому психологу, для чего необходимо четко представлять, с каким методом — тестовым или экспертным — и с помощью какого подхода психолог работает. Однако на практике это происходит далеко не всегда, и поэтому с тестами работают как с экспертными методами, произвольно меняя процедуры и не заботясь о проверке качества теста, а от экспертных методов ожидают строгости и однозначности результатов, реально возможных только при работе с тестами.
Е.К., 31 год, образование высшее, разведена, детей нет, живет одна. Постоянной работы не имеет, занимается моделированием одежды, рекламными проектами, имеет награды в области моделирования (хотя эта деятельность не соответствует полученному образованию). Была замужем 9 лет, развелась за год до обследования по инициативе мужа, ситуация с разводом длилась несколько лет, переживалась тяжело, несколько раз возвращала мужа в семью. После развода участвовала в психологическом тренинге, который, по ее мнению, очень ей помог. Интересуется психологией, философией, религией. Предъявляет большое количество соматических жалоб, неоднократно обследовалась врачами, обычно не доводила обследование до конца, никакого заболевания выявлено не было. Обратилась к психологу, знакомому ей по участию в тренинге, чтобы она порекомендовала психологическую литературу и «еще какие-нибудь способы разобраться в себе». Психологом было предложено психодиагностическое обследование.
Особенности личности (личностный опросник Айзенка). Экстраверсия — 13 амбиверт, т.е. сочетает черты экстра- и интроверта. Нейротизм — 22 — дискордант, т.е. выраженная эмоциональная нестабильность, возможны невротические нарушения.
Тревога (опросник Спилбергера — Ханина). Ситуативная тревога — 21 (низкая тревога в ситуации психодиагностического исследования), личностная тревожность — 55 (высокая).
Депрессия (опросник Бэка) — 6 (депрессия отсутствует).
Интенсивность жалоб, связанных с физическим самочувствием (Гиссенский опросник) — выше, чем у 78% здоровых и 22% больных. Наиболее выраженные жалобы — по шкале истощения, отражающей не конкретную симптоматику, а общее плохое самочувствие, слабость, утомляемость и т.п, что указывает на общую потерю жизненной энергии и потребность в помощи.
Стрессовые события за последний год (шкала Холмса — Раге) — 320 (большое количество стрессоров, повышение вероятности психосоматических заболеваний).
Выраженность психологических защит (индекс жизненного стиля) — регрессия как ведущая защита. Для лиц со склонностью к регрессии характерна слабохарактерность, потребность в контроле, подбадривании, утешении, трудности вдоведении дела до окнца.
Способы регулирования конфликта (методика Томаса): избегание — 10, приспособление 7, соперничество 6, сотрудничество 5, компромисс 2 (ведущая роль избегания, а также большое значение приспособления; оба этих способа преполагают малый учет собственных интересов в конфликте).
Уровень субъективного контроля (опросник УСК) — 3 балла (низкий): клиентка не видит связи между своими действиями и значимыми событиями в жизни, не считает себя способной их контролировать и полагает, что происходящее с ней является результатом случая или действий других людей.
Самооценка (личностный дифференциал)
================================================ Оценка Сила Активность ----------------------------------- Прошлое 6 -10 -1 Настоящее 4 5 -1 Будущее 16 11 5 Я-идеал 14 12 4 ================================================
По сравнению с прошлым у клиентки к настоящему моменту улучшились показатели Силы, характеризующий укрепление уверенности в себе и своих возможностях, однако показатели Оценки и Активности практически не изменились, свидетельствуя о недовольстве собой, недостаточном уровне энергии, активности и общительности. В будущем, по представлению клиентки, все характеристики существенно улучшатся; самооценка в будущем приближается к идеальному Я..
Ценностные ориентации (методика Рокича). Среди терминальных ценностей (ценности-цели) на первом месте — любовь (уровень реализации 0), на 2-6 — абстрактные ценности: познание, развитие, творчество, мудрость, красота (уровень реализации 30-60%). Конкретные ценности — друзья, семья, работа, здоровье, материальная обеспеченность — от 10 места и ниже. Среди инструментальных ценностей (ценности-средства) на первых позициях в основном ценности принятия других и приспособления к другим: терпимость, широта взглядов, чуткость, честность, жизнерадостность (уровень реализации 10-30%).
Значимые события прошлого и будущего (методика «Психологическое время»). Указано по 7 событий в прошлом и будущем. Последовательность событий будущего свидетельствует, с одной стороны, об оптимистическом прогнозе на последующую жизнь, с другой стороны, о некоторой незрелости и «нелогичности» прогноза. Так, «красивый роман» запланирован на первый год после рождения первого ребенка, а «работа, связанная с театром» совпадает с рождением второго. Замужество клиентка не запланировала, однако рождение ребенка предполагается не более, чем через полтора года после обследования.
Значимые темы и проблемы (методика неоконченных предложений). Выявлена неудовлетворенность нынешним профессиональным статусом и отсутствием постоянной работы (Моя специальность… закончилась ничем. Работа… не люблю. Меня беспокоит…безделье). Ответ-уход, связанный с темой планов (Мои планы…есть ли у вас планы, мистер Фикс?). Приведем еще один вероятно значимый ответ-отказ: Бороться… а можно не отвечать?
Сформулируем основные психологические особенности клиентки. Следует отметить, что данные различных методик в основном соответствуют и хорошо дополняют друг друга, однако можно выделить и некоторые противоречия.
— Неблагоприятные жизненные обстоятельства, наличие выраженных стрессоров как в недавнем прошлом, так и в настоящем. О прошлом свидетельствуют биографические сведения и данные шкалы Холмса — Раге, о настоящем — неудовлетворенность ситуацией с работой (неоконченные предложения) и нереализованность главной для клиентки ценности — любви.
— Выраженное психологическое неблагополучие, которое, по крайней мере, частично может объясняться жизненными обстоятельствами: высокий нейротизм (опросник Айзенка), высокая личностная тревожность, большое количество соматических жалоб, которые, по крайней мере честично, могут быть связаны не с конкретным заболеванием, а носить психосоматический характер (Гиссенский опросник), низкий уровень энергии и активности (личностный дифференциал, Гиссенский опросник). Следует также отметить недовольство собой: невысокие показатели Оценки в личностном дифференциале, низкий уровень реализации наиболее значимых инструментальных ценностей.
— Позитивные сдвиги по сравнению с прошлым (личностный дифференциал, показатель Силы) и оптимистическая оценка будущего (личностный дифференциал, «Психологическое время»). В этом контексте также стоит отметить отсутствие депрессивных тенденций. Позитивные сдвиги, вероятно, связаны с участием в психологическом тренинге, который клиентка оценивает очень высоко.
— Стиль общения, ориентированный на сопереживание и адаптацию к потребностям других: опросник Томаса, наиболее значимые инструментальные ценности.
— Пассивная и возможно инфантильная жизненная позиция: низкий УСК, регрессия как ведущая защита, избегание как ведущий тип регулирования конфликта, уход от ответа на слова «бороться» и «планы» в методике неоконченных предложений, а также обеспокоенность собственным бездельем, судя по этой же методике.
— Некоторая нереалистичность планов на будущее, о которой свидетельствует выполнение методики «Психологическое время». Стоит также отметить, что отмечая как наиболее важные для себя абстрактные возвышенные ценности (методика Рокича), клиентка считает гораздо менее значимыми кокретные практические ценности, такие как семья, работа, здоровье, материальный достаток (12 место и ниже), без которых вряд ли возможна реализация главных жизненных целей.
Таким образом, из особенностей клиентки следует прежде всего отметить неблагоприятное психическое состояние в настоящем, включая соматизацию, позитивные изменения по сравнению в прошлым (скорее всего, результат появления новых ресурсов после участия в тренинге), оптимистическая оценка перспективы на будущее, которая однако не подкреплена серьезными внутренними ресурсами клиентки. Она верит, что у нее все будет хорошо, однако не представляет, как это получится, не прилагает и не собирается прилагать усилий для достижения того будущего, которое, по ее представлению, ее ждет.